15-06-11 / 2011
Новости отрасли
Подводятся промежуточные итоги реформы РЖД.

За годы существования выросла эффективность работы

Важнейшим результатом проводимой реформы стало создание новых возможностей для привлечения инвестиций.

Формирование необходимых условий для работы целого ряда сегментов в рыночной среде имело следствием приток в них дополнительного капитала с соответствующим обновлением основных фондов. Это прежде всего относится к вагонному парку, инвестиции в который составили за время реформы несколько сотен миллиардов рублей.

Также создание дочерних компаний ОАО «РЖД» позволило вывести в конкурентный сектор и другие виды деятельности, сформировать собственную чёткую стратегию для каждого сегмента, повысить финансово-экономическую эффективность, создать условия для привлечения частных инвестиций. По сравнению с 2003 годом в 2010 году в ОАО «РЖД» локомотивов было закуплено в 7,4 раза больше, грузовых вагонов – в 2,2 раза больше. Это является реальным результатом повышения инвестиционной привлекательности отрасли и поддержки транспортного машиностроения.

Повышение прозрачности ОАО «РЖД» и улучшение системы корпоративного управления вывело компанию на финансовый рынок. Корпорация имеет высокие кредитные рейтинги, соответствующие суверенному рейтингу Российской Федерации, и использует максимально широкий спектр инструментов заимствования – кредиты и облигационные займы в рублях и валюте. Одной из самых знаковых финансовых сделок за всю историю ОАО «РЖД» стало успешное размещение в конце марта 2010 года дебютного выпуска еврооблигаций на сумму $1,5 млрд сроком на 7 лет под 5,74% годовых.

Большие успехи были достигнуты на пути ухода от перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок из грузовых с привлечением средств госбюджета.

В январе 2011 года правительством была принята Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, которая предполагает в ближайшей перспективе использование «сетевого контракта», в котором будут формализованы взаимные обязательства государства и ОАО «РЖД». Также нельзя не отметить принятие в последнее время ряда новых нормативных документов в области тарифообразования, реализация которых будет способствовать переходу к адекватным механизмам обеспечения доходности транспортного бизнеса ОАО «РЖД».

В целом же за годы реформы доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы страны возросла с 39% до 42%. При этом доля доходов от железнодорожных перевозок в ВВП сократилась в 1,5 раза – с 3,98% до 2,62%, что свидетельствует о снижении совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов по железным дорогам России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.06.11Средства для будущего