Переориентация российского бизнеса на новые рынки стимулирует логистические компании расширять географию перевозок и искать оптимальные решения под потребности экспортеров. О наметившихся в этом году трендах и перспективных направлениях контейнеризации рассказал генеральный директор АО "РЖД Бизнес Актив" Вячеслав Сараев.
– Вячеслав Геннадьевич, какие направления контейнерных перевозок показали рост в этом году?
– Основной тенденцией, влияющей на контейнерный рынок, остается развитие товарооборота с Китаем. При этом положительную динамику демонстрируют не только импортные сервисы, но и экспорт. Почти 70% прибавили наши отправки Россия – Китай. С одной стороны, мы повысили объемы перевозок традиционных для этого направления грузов – пиломатериалов, бумаги, химикатов. С другой – привлекли для доставки в контейнерах новые для компании номенклатуры, например сельскохозяйственную продукцию. Также отмечаем значительное увеличение транзита из Китая в Беларусь: по сравнению с I кварталом 2023 года "РЖД Бизнес Актив" в 1,8 раза нарастил объем перевозок.
Вместе с тем повышается доля перевозок компании в Казахстан – в 2023 году выросли отправки по маршруту Москва – Алматы, в том числе благодаря запуску новых сервисов по доставке безалкогольных напитков и продукции агропромышленного комплекса. Планируем развивать это направление и укреплять сотрудничество.
Как показывают результаты I квартала 2024 года, "РЖД Бизнес Актив" продолжает расти быстрее рынка. За январь – март перевозки компании увеличились почти на 20% – до 82,5 тыс. ДФЭ.
– В мае ОАО "РЖД" подписало соглашение с "Китайскими железными дорогами" о стратегическом сотрудничестве, в том числе в части развития контейнерных перевозок. Как ваша компания способствует увеличению грузопотока между нашими странами?
– Обеспечение роста грузоперевозок через инфраструктуру Восточного полигона сегодня играет большую роль для экономики нашей страны, в том числе для увеличения товарооборота с КНР. По оценкам аналитиков Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), к 2035 году общий объем контейнерных перевозок здесь более чем вполовину превысит показатели 2023 года. При этом вагон груза в контейнере дает почти в полтора раза больше прироста ВВП от производства и вывоза по Восточному полигону на экспорт разных категорий продукции, чем вагон средневзвешенного железнодорожного груза.
"РЖД Бизнес Актив" со своей стороны работает над расширением терминальной инфраструктуры на Восточном полигоне. Сегодня мы реализуем два масштабных проекта строительства приграничных контейнерных терминалов в Забайкальске и Гродеково (Приморский край). Первые поезда с терминала в Забайкальске рассчитываем отправить уже в этом году. Первый этап в объеме 80 тыс. ДФЭ планируем запустить в I квартале 2025 года. Окончательный, четвертый этап будет введен в начале 2027 года, объем перевалки составит около 280 тыс. ДФЭ. Также мы готовимся приступить к строительству терминала в Гродеково, его мощность будет примерно такой же, как в Забайкальске. Предположительно ввод последней очереди произойдет в 2028 году.
В ближайшее время наши инвестпроекты будут в первую очередь способствовать расшивке импортных грузопотоков. Однако, по оценкам экспертов, к 2035 году на Восточном полигоне ожидается почти двукратное увеличение объемов экспортного грузопотока в контейнерах в сравнении с 2023 годом.
– Рассматриваете ли вы альтернативные маршруты перевозок, которые позволили бы разгрузить Восточный полигон?
– Мы заинтересованы в развитии транзитных перевозок между Россией и Китаем через Казахстан как одного из наиболее оптимальных альтернативных маршрутов. По итогам 2023 года объем транзита "РЖД Бизнес Актив" Китай – Россия через территорию Казахстана вырос в 1,5 раза к 2022 году. Примерно такая же динамика наблюдается и в I квартале 2024 года. Мы плодотворно взаимодействуем с "Казахстан темир жолы" и "КТЖ-Экспресс" по планированию грузопотоков на погранпереходах Достык и Алтынколь, рассчитываем на дальнейшее стратегическое партнерство по данным направлениям.
Для некоторых экспортных сервисов рассматриваем перевозки через Новороссийск с последующей доставкой морем в порты Китая.
– Как вы оцениваете перспективу развития контейнерных перевозок по международному транспортному коридору (МТК) Север – Юг?
– "РЖД Бизнес Актив" стремится увеличивать географию перевозок не только в сообщении с Китаем, но и выходить на другие рынки. Совместно с дочерними обществами холдинга "РЖД" мы осуществляем перевозки по МТК Север – Юг, в том числе в Индию и Иран.
Также мы рассматриваем проекты развития экспортных перевозок грузов с Октябрьской и Северной дорог в Индию. Если говорить о маршрутах, самым перспективным сейчас представляется погранпереход Сарахс, но мы видим сложности в реализации проекта по маршрутам Астара – Решт и порт Оля – Амирабад в части недостаточного развития инфраструктуры. При запросах на перевозку и наличии достаточной грузовой базы для импортного потока мы готовы найти оптимальные логистические решения.
Сейчас в основном отправки происходят по Южному морскому пути через Суэцкий канал с использованием портов Санкт-Петербурга, Новороссийска и в незначительной степени через порты Приморского края. Прокладывание нового, более короткого мультимодального контейнерного маршрута и снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции двух стран могут стать значительном фактором увеличения торговли.
– На какие логистические решения компания делает ставку?
– Запуская новые сервисы, мы стремимся предусмотреть потребности как крупных холдингов, так и небольших грузоотправителей. К примеру, "РЖД Бизнес Актив" разработал проект специально для доставки в Казахстан автомобилей и комплектующих корейских автоконцернов. С июля 2023 года компания переориентировала на Находкинский морской торговый порт объемы, которые ранее преимущественно отправлялись через дальневосточные порты Мыс Чуркин и Гайдамак. Альтернативный маршрут позволил предложить оптимальное соотношение сроков и стоимости доставки. С начала проекта доставлено более 1,5 тыс. ДФЭ. Мы сотрудничаем также с крупнейшими китайскими автоконцернами.
В то же время у нас есть публичные сервисы: ежемесячные экспрессы из Шэньяна в Москву и Самару, регулярный мультимодальный сервис из китайских портов Нинбо и Циндао через терминальную инфраструктуру на станции Артем – Приморский-1 в Белый Раст. Они особенно интересны для малого и среднего бизнеса, так как есть возможность отправки от одного контейнера.
С прошлого года активно развиваем сервисы с использованием морских перевозок через порты Дальнего Востока. Сегодня мы работаем на всех железнодорожных погранпереходах с Китаем. Компания управляет 11 контейнерными терминалами на сети российских железных дорог, также ведет работу на всех терминалах РЖД и сотрудничает с сотней частных терминалов. Благодаря разветвленной терминальной сети мы можем формировать комплексную услугу и более эффективно выстраивать взаимодействие с клиентами.
– Каков, на ваш взгляд, текущий уровень контейнеризации грузов?
– Хотя это самый быстрорастущий сегмент железнодорожных перевозок, мы стоим в самом начале пути. Уровень контейнеризации в России имеет потенциал значительного роста. Сейчас в контейнерах нашей компании преимущественно едут автомобили и комплектующие, лесные грузы, химикаты, бумага и товары народного потребления.
С начала этого года мы запустили экспортные сервисы для перевозки сельхозпродукции из Черноземья в Китай, так как отечественные агрохолдинги наращивают присутствие на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. На фоне этого тренда нам поступает все больше запросов на транспортировку в контейнерах пищевых масел, зерновых культур, муки, сухого молока. Продукция АПК – лишь один из сегментов грузов, которые в перспективе смогут стать драйверами роста контейнерных перевозок. Логистическим компаниям еще предстоит большая работа в этом направлении. "РЖД Бизнес Актив" со своей стороны предлагает грузоотправителям полный комплекс услуг, чтобы сделать доставку в контейнерах максимально удобной для наших клиентов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Транспортно-логистический вестник РЖД | 29.09.2024 |