В угольной отрасли сложилась нездоровая обстановка, когда отдельные ведомства пытаются переформатировать устоявшиеся правила. Вседозволенность или некомпетентность грозят разбалансировкой экономической стабильности и ценообразования в логистике, а возможно и потерей Россией лидерства в мировом экспорте угля.
О том, какие требования предъявляет Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) к угольщикам при оформлении грузов, я рассказал председателю Правительства Михаилу Мишустину и Генпрокурору Игорю Краснову. В депутатском запросе я попросил их проверить обоснованность и законность требований ЦЭТ, которая классифицирует энергетический уголь как коксующийся.
При этом в ходе геологического изучения уголь был обозначен как энергетический; получена лицензия на добычу такого угля; оплачен налог на добычу энергетического угля; продукция соответствует ГОСТу. Парадоксально, что при соблюдении этих условий, таможня требует классифицировать такой уголь как коксующийся.
Решения Центральной энергетической таможни влекут за собой серьезные экономические потери, как для угольных компаний и без того работающих на грани себестоимости добычи, так и для национальной экономики. Подмена марки угля для угольщиков -– дополнительные налоги и в разы повышенный тариф на перевозки (стоимость перевозки на коксующийся уголь в 2,4 раза выше, чем на энергетический).
Угольная отрасль России в прошлом году дала стране угля 438 млн тонн, экспорт достиг порядка 213 млн тонн. Уголь сохраняет лидерство в перевозках по железной дороге.
Российский уголь вывел страну в тройку мировых экспортеров угля с долей рынка почти в 15%. За прошлый год в Китай экспортировано на 52% больше угля, а в Индию – на 43% больше, чем годом ранее. Доля экспорта в страны БРИКС выросла примерно на 46%.
В то же время угольные компании России терпят убытки: в прошлом году прибыль снизилась на 54%. По данным Росстата, за 2023-й угольные компании получили 457 млрд рублей прибыли (-47%), убытки составили 82 млрд руб. (+45%). И в этой отрицательной динамике значительную роль играют именно неправомерные действия, связанные с формированием тарифов, налогов и регулированием механизмов экспортных потоков.
Уверен, что Правительство и Генпрокуратура правильно оценит масштаб проблемы, которая губит горнодобывающую промышленность и грозит катастрофой в угольной отрасли.
Андрей Луговой, первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 06.08.2024 |