09-03-25 / 2025
Новости отрасли
Подходы к портам ждут инвестиций

Власти Ленинградской области предупредили о дефиците железнодорожных провозных мощностей в регионе. По их мнению, бизнес должен участвовать в решении этой задачи.

Регион готовит предложения в Правительство РФ о расширении железнодорожной инфраструктуры, заявил заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике Дмит¬рий Ялов во время встречи с отраслевыми экспертами.

По его оценкам, железнодорожные грузоперевозки в направлении портов Балтики к 2030 году вырастут с примерно 145 млн до 174,4 млн тонн. Это значит, что дефицит провозных мощностей составит 30 млн тонн. "При этом на фоне снижения инвестиционной программы холдинга "РЖД" и упора на развитие инфраструктуры восточного направления модернизация железнодорожных подходов к портам Северо-Запада может замедлиться", – прогнозирует директор по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ Игорь Смирнов.

"Простых решений нет. Но есть четкая позиция Ленинградской области: грузоотправителям и операторам морских терминалов нужно включаться в том или ином формате в развитие железнодорожной сети", – отметил Дмитрий Ялов. Такие сложные проекты долго окупаются и поэтому в их финансировании ключевую роль должно играть государство, полагает основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина. Одна из проблем привлечения частных средств здесь – слишком много пользователей и неопределенности, считает эксперт.

Дмитрий Ялов назвал возможный вариант участия бизнеса: государственно-частное партнерство или концессия с участием ОАО "РЖД" и операторов терминалов. Возможно и внедрение механизма take or pay на железной дороге, который устанавливает для перевозчика обязательство вывезти определенный объем груза, а для клиента – гарантировать его предоставление. Нарушение договора наказывается штрафом. "И третий вариант – это дополнительные механизмы тарифного регулирования", – поясняет Дмит¬рий Ялов.

По мнению Игоря Смирнова, применение концессионных механизмов может стать важным инструментом, который позволит объединить усилия всех участников рынка и обеспечить рост провозных способностей на лимитирующем направлении. "Особенно это актуально при реализации проектов обхода городов и подходов к портам, где строительство небольшого участка может значительно увеличить возможности по вывозу товаров на мировой рынок", – поясняет эксперт.

"Привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры общего пользования неизбежно", – говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его оценке, в настоящее время затраты на модернизацию станции примыкания или участка под новые объемы входят в стоимость подключения предприятий к сети РЖД. Если бы в 2003 году операторов подвижного состава обязали иметь реальные 14 м под каждый закупленный вагон, то уже сейчас было бы более 18 тыс. км частных железнодорожных путей. "Развитие инфраструктуры общего пользования с привлечением частных инвестиций позволит развивать железнодорожный транспорт без резкого роста тарифов", – полагает он. Это, как отметил Павел Иванкин, повысит ответственность грузовладельцев за прогнозы по перспективным -объемам.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок 1520

09.03.2025