10-02-15 / 2015
Новости отрасли
Подготовка к переменам

Акционирование «Укрзализныци» пройдет в один этап

Государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» (УЗ) ждут кардинальные перемены. В скором времени будет выбран новый генеральный директор государственной компании. Значительно повышаются тарифы на перевозки всех видов грузов, а главное, практически завершены все подготовительные этапы к грядущему акционированию компании. Исполняющий обязанности генерального директора УЗ Максим Бланк, который отказался от участия в госконкурсе на должность генерального директора компании, рассказал «Гудку» о возможных итогах реформы.

– Вскоре пройдет государственный конкурс на замещение должности гендиректора УЗ. Какие сложности могут помешать кандидатам и почему вы решили не претендовать на эту должность?

– Будучи в состоянии временно исполняющего обязанности гендиректора УЗ во время проведения конкурса, считаю некорректным комментировать его ход. Единственное, что я бы отметил, – что у меня на сегодняшний день нет ни малейших сомнений в стремлении Министерства инфраструктуры Украины провести этот конкурс максимально открыто и прозрачно.

– Готовится повышение тарифов на грузоперевозки до 30%. В связи с чем принято решение и не пугает ли руководство УЗ возможное снижение грузопотока?

– Решение принято в связи с необходимостью приведения в соответствие денежных поступлений УЗ с ее расходными статьями. В первую очередь с возросшими девальвационными расходами на дизельное топливо, лизинговые и долговые платежи. Разумеется, риск потери грузопотока учитывался. Поэтому, например, для такой товарной позиции, как уголь, было сделано исключение, и повышение тарифов предложено на два этапа. По существенной доле грузопотока мы нашли полное понимание с грузовладельцами, которые в целом с пониманием относятся к необходимости соблюдения целевых экономических показателей УЗ в безопасной зоне. Для многих грузоотправителей вопрос стабильности и бесперебойности организации грузоперевозок является более приоритетным, чем вопрос экономии расходов на перевозке.

– Сколько времени займет первый этап акционирования УЗ, когда предполагается начало и какой экономический эффект ожидается?

– Акционирование пройдет в один этап и завершится, по нашим ожиданиям, через несколько месяцев. Начало этому процессу положено еще прошлым летом, и, если бы не существенное сопротивление, уже сегодня могли бы иметь полностью операбельное акционерное общество «Украинская железная дорога». Что касается эффекта, то я думаю, что на протяжении двух лет можно будет говорить о существенном обозримом экономическом эффекте, измеряемом миллиардами гривен. Однако говорить о таком эффекте можно лишь при изменении государственной политики в отношении УЗ как в части полной компенсации социальной функции УЗ, так и в части восстановления финансовой модели прямого экономического воспроизводства УЗ. Это сложный комплекс вопросов, у меня нет уверенности в отношении завершения этих процессов на протяжении двух лет. Со своей стороны, УЗ должна отказаться от существенной доли экономически непродуктивных активов и связанных с ними расходов, существенно снизить непродуктивные расходы, в том числе связанные с коррупцией, и увеличить доходную часть за счет конкурентной борьбы за клиента.

Украина, в целом как государство, сейчас находится в таких условиях, что рассчитывать на существенный приток частных инвестиций в ближайшее время не приходится. Что касается международных финансовых институтов, то обсуждаемый объем программ – порядка $1 млрд на протяжении ближайших лет.

– Многие сотрудники негативно воспринимают идею об акционировании, считая, что это негативно скажется на размере заработной платы и условиях труда, а некоторые предполагают последующие сокращения. Что ждет работников железных дорог?

– Разумеется, это сложный, болезненный вопрос. Акционирование в итоге приведет к росту заработной платы и улучшению условий труда. Но часть сотрудников, безусловно, попадет под сокращения. Мы работаем над несколькими программами, которые помогут уменьшить социальное напряжение по этому вопросу, в том числе мы рассчитываем на помощь Мирового банка в разработке таких программ. При этом своей главной задачей в этом вопросе я считаю необходимость балансирования принципов социальной справедливости и экономической эффективности.

– Приблизительно на какую сумму будут оценены имущество и инфраструктура УЗ?

– Понимаете, если бы я самостоятельно оценивал имущество и инфраструктуру УЗ, я бы не стал привлекать международную аудиторскую компанию для этого процесса. Оценка – сложный, многофакторный процесс, поэтому просто необходимо дождаться выводов компании Deloite and Touche по данному вопросу. У меня нет сомнений в профессионализме и объективности работы компании-оценщика.

– Уменьшится ли общий уровень коррупции в структуре после акционирования?

– Несмотря на острую критику, уровень коррупции в структурах УЗ снижался на протяжении 2014 года. Зачастую мы попадаем под критику со стороны тех, по кому больнее всего ударила наша борьба за уменьшение коррупционного поля. Однако я не живу с розовыми очками на глазах – хребет этому дракону мы еще не поломали. Я неоднократно подчеркивал, что решительный удар по этому явлению могут нанести не столько менеджеры УЗ, сколько правоохранительные органы. К сожалению, в 2014 году никто не сел за решетку по обвинительным приговорам суда. И в этой части время во многом упущено. Но думаю, что в 2015 году менеджмент УЗ в более тесном сотрудничестве с правоохранительными органами сумеет доказать, что на Украине слова «необратимость наказания» все же наполнены конкретным смыслом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152010.02.2015