19-12-18 / 2018
Новости отрасли
Под защитой электроники

Электронные пломбы являются сегодня самым надежным средством защиты грузов при их транспортировке. Как утверждает заместитель генерального директора АО "ИПК "СТРАЖ" Валерий Андрюшин, если грамотно развивать этот рынок по единым стандартам, определенным регулятором, то в перспективе вполне возможно не только грузоотправители и перевозчики, но и страховщики заинтересуются этим современным методом защиты грузов. И тогда грузовладельцам можно будет предоставлять комплексную услугу, включающую электронную пломбу, страхование, охрану и реагирование в пути следования в случае попытки хищения, что позволит снизить суммарные затраты грузовладельцев при перевозке по железной дороге.

Интеллектуальная система электронного пломбирования "БигЛок", которая успешно эксплуатируется на транспорте уже более четырех лет, очень удобна для грузоотправителей. Основным элементом системы является электронное запорное пломбировочное устройство (ЭЗПУ) "Сириус".

"Сириус" состоит из электронного блока и серийно выпускаемого механического запорно-пломбировочного устройства, при повреждении которого пользователь сразу получает сигнал тревоги. Прибор демонстрировался на XII Международной выставке "Транспорт России", которая прошла в ноябре в рамках "Транспортной недели" под эгидой Минтранса. По своим параметрам он был лучшим на выставке.

"Благодаря нашему прибору за эти годы злоумышленникам не удалось ничего украсть из контейнеров, оборудованных ЭЗПУ "Сириус", хотя было около десятка покушений на воровство и несколько реальных случаев взлома, – говорит Валерий Андрюшин. – В отличие от традиционной механической пломбы, которая не может гарантировать обнаружение в пути следования само проникновение, наша система позволяет в режиме онлайн отследить место и время совершения преступления, передать сигнал "тревога", что дает возможность охранным структурам сразу принять меры реагирования".

В Госдуме первое чтение уже прошел законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию России", который определяет обязательное использование ЭЗПУ при любых транзитных операциях. Если он будет принят в I квартале следующего года, то, возможно, уже со второй половины 2019 года спрос на такие электронные устройства значительно вырастет. И если сейчас "Страж" активно эксплуатирует 2,5 тыс. многоразовых электронных блоков "Сириус", то до конца I квартала следующего года их будет изготовлено еще 6 тыс. Всего за время эксплуатации системы было опломбировано более 25 000 транспортных средств.

В рамках пилотного проекта с использованием ЭЗПУ "Сириус" было опломбировано 50 автофургонов и прицепов, которые двигались от казахстанского таможенного поста "Имени Бауыржана Конысбаева" до российского МАПП "Троебортное" и от казахстанского "Бахты" до Новосибирского и Барнаульского российских таможенных постов.

Сбоев в работе системы по контролю доступа к грузам и замечаний по работе "Сириуса" не было.

"С учетом положительного опыта эксплуатации ЭЗПУ "Сириус" в различных проектах данные устройства планируется использовать при проведении в 2019 году пилотного проекта КСТП по мониторингу транзитных перевозок через территории российской, казахстанской и белорусской железных дорог", – считает заместитель генерального директора по техническим вопросам ТОО "Транс Мониторинг Евразия" (Республика Казахстан) Николай Архаров.

Недавно ОАО "РЖД" своим распоряжением официально разрешило применять "Сириус" и на железной дороге.

"Учитывая положительный опыт эксплуатации ЭЗПУ "БигЛок" в рамках проекта "Охранный поезд", решением 27-го Пленарного заседания КСТП оно рекомендовано железным дорогам, охранным предприятиям и другим причастным компаниям – членам Совета – к использованию при осуществлении интермодальных перевозок по Транссибирской магистрали во внутреннем и международном сообщениях", - сообщил генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов.

Начальник Центра развития производственной деятельности ФГП "ВО ЖДТ России" Максим Морозов говорит, что вневедомственная охрана с конца 2014 года совместно с АО "ИПК "СТРАЖ" уже реализует проект по внедрению цифровых технологий охраны.

"Кроме ЭЗПУ "Сириус" системы "БигЛок" мы также применяем электронные средства контроля для охраны грузов компании Jointech, – замечает Максим Морозов. – Однако в наибольшем количестве нашим предприятием используется система "БигЛок", зарекомендовавшая себя как высоконадежная и простая в эксплуатации. Она используется на самых криминогенных маршрутах. При получении сигнала о вскрытии ЭЗПУ специальные отряды быстрого реагирования ФГП "ВО ЖДТ России" в течение 10–40 минут прибывают к месту происшествия".

Сегодня страхование на железной дороге – дорогое удовольствие для грузоотправителей и не очень интересное для страховых компаний, поскольку практически невозможно установить точное место и время хищения и найти злоумышленников. Однако Валерий Андрюшин считает, что в случае охраны с помощью системы "БигЛок" риски страховщиков приближаются к нулю. При целенаправленной работе всех участников рынка вполне можно сделать так, чтобы выгодно было использовать именно ЭЗПУ.

В этом случае важна согласованность действий.

"Развивать рынок ЭЗПУ нужно так, чтобы все устройства отвечали тем требованиям, которые утверждены решением правительства в феврале 2016 года, – полагает Валерий Андрюшин. – Их можно применять и эффективно эксплуатировать на всей территории ЕАЭС. В связи с ростом транзита и постановлениями правительства, определяющими то, что груз должен быть защищен при транспортировке, рынок обещает быть очень обширным. Однако тем, кто хочет стать его участником, нужно доработать свою продукцию до необходимых требований".

Сейчас система "БигЛок" позволяет не только охранять груз, но и контролировать температуру при перевозке пищевой продукции, что также соответствует программным документам правительства. Высоко оценивают функциональные возможности устройства и в комитете пломбирования на транспорте ассоциации "Транспортная безопасность".

"С помощью специальных датчиков можно следить за температурой, определять влажность и освещенность в вагоне или контейнере, – говорит председатель комитета Евгений Тимофеев. – Для снижения расходов грузовладельцев на опломбирование группы вагонов, следующих на одну станцию назначения, могут применяться более простые и дешевые дочерние электронные пломбы".

На конечных пунктах маршрутов электронные устройства снимает и забирает сама компания, а грузоотправитель платит лишь за то время, когда оно работает. АО "ИПК "СТРАЖ" в своей тарифной политике готово гибко подходить к условиям использования ЭЗПУ при транспортировке.

Сегодня система электронного пломбирования "БигЛок" полностью отработана, имеет все необходимые сертификаты и готова к массовому применению на территории России, стран ЕАЭС и других государств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.12.2018