18-02-15 / 2015
Новости отрасли
Под гнетом возникших обстоятельств

На сети продолжается снижение объемов перевозок строительных грузов. Отрицательная динамика главным образом обусловлена общей экономической ситуацией и завершением строительства ряда крупных объектов. Но вскоре реализация государственных программ поддержки жилищного и инфраструктурного строительства должна изменить создавшееся положение.

Как сообщили «Гудку» в АО «Федеральная грузовая компания», действительно наметилось некоторое снижение объемов перевозок строительных грузов. Это традиционное для начала года явление, но сейчас в большей степени это обусловлено и напряженной ситуацией в экономике. Рост процентных ставок по кредитам ощутимо сказался на строительной отрасли, некоторые объекты временно заморожены. Производители и поставщики стройматериалов еще не согласовали ценовые условия со своими клиентами.

Кроме того, реализация строительных проектов федерального масштаба только начинает входить в активную фазу. Среди них можно выделить возведение спортивных сооружений в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вскоре начнется строительство моста через Керченский пролив в Крым. Ожидается, что после старта строительства этих объектов ситуация с перевозками строительных грузов изменится в лучшую сторону.

По оценкам экспертов ОАО «Первая грузовая компания», в 2014 году объемы перевозок строительных грузов на сети снизились на 10,2% к уровню 2013 года, до 183,8 млн тонн.

«Негативная тенденция обусловлена в первую очередь завершением крупнейших строек: олимпийских объектов в Сочи и сооружений к Универсиаде в Казани. Кроме того, сдерживающими факторами перевозок строительных грузов в прошедшем году стали недостаточная инвестиционная активность в отрасли, связанная с нестабильной экономической ситуацией в стране, и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов. На общее снижение также повлияло падение перевозок импортных строительных грузов, в том числе сокращение поставок щебня с Украины», – рассказали в ПГК.

В Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» отметили, что основными причинами отрицательной динамики отгрузки и перевозок в сегменте строительных грузов в прошлом году стали завершение строительства олимпийской инфраструктуры в Сочи и сокращение объемов путевых работ с 9982,2 км в 2013 году до 6300 км в 2014-м, а также закупок строительных грузов для нужд РЖД.

«Помимо этих факторов, произошло снижение погрузки для коммерческих потребителей. К этому привели общее ухудшение экономической ситуации, снижение покупательной способности, финансирования строительных объектов, рост дебиторской задолженности, отсутствие оплаты за ранее отгруженную продукцию, в том числе из-за сокращения выдачи кредитов. В настоящее время многие карьеры не отгружают щебень без предоплаты. Наиболее значительное снижение погрузки наблюдается для компаний, производящих ремонт и строительство автомобильных дорог», – рассказали в ЦФТО.

По мнению специалистов ЦФТО, отрицательная динамика отгрузки в январе связана с общей неопределенностью дальнейшего развития экономической ситуации в стране, поскольку нестабильность на финансовом и потребительском рынках не способствует началу реализации новых проектов в строительной сфере. Невозможность получения новых кредитов, рост стоимости металлопроката строительного назначения, техники и топлива, высокая долговая нагрузка строительных компаний – все это также влияет на снижение объемов перевозок строительных грузов в начале года.

Для стимулирования развития отрасли реализуются государственные программы поддержки жилищного и инфраструктурного строительства, финансируется строительство объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, а также программу жилищного строительства Фонда развития жилищного строительства.

По данным Министерства экономического развития, в случае если государственные программы поддержки жилищного и инфраструктурного строительства будут профинансированы в полном объеме, темпы роста производства строительных материалов в 2015 году составят 2%, в 2016-м – 1% и в 2017 году – 3%. Среднегодовой темп прироста ввода жилья составит 1,4%.

Руководитель группы управления проектами Рейтингового агентства строительного комплекса Алексей Рыбалка заметил, что в периоды нестабильной экономической ситуации обостряются факторы, ограничивающие производственную деятельность, вследствие чего объем инвестиций в строительную отрасль сокращается.

«Уже сейчас можно констатировать, что в четвертом квартале 2014 года произошло снижение обеспеченности портфеля заказов строительных компаний. Количество проектов сократилось, конкуренция за них среди строительных фирм увеличилась, что обусловлено на данный момент общим негативным инвестиционным фоном. Также этот факт подтверждается отрицательно направленным трендом динамики объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на протяжении всего второго полугодия 2014 года, что, безусловно, является одним из главных индикаторов сокращения перевозок строительных грузов», – считает глава группы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.02.2015