24-06-19 / 2019
Новости отрасли
Подъем ставок на цистерны носит временный характер - ИПЕМ

Ситуация стабилизируется вместе с ликвидацией последствий загрязнения на нефтепроводе "Дружба"

Рынок предоставления подвижного состава для перевозки нефтеналивных грузов и специализированных вагонов испытывает временный подъем из-за инцидента на нефтепроводе "Дружба", однако с конца 2019 года ставки стабилизируются на ближайшие несколько лет. Такую оценку представил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук на конференции "Рынок перевозок нефтеналивных и жидких нефтехимических грузов", прошедшей в Москве.

В 2014 - 2017 годах снижение перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом лишь частично компенсировалось положительной динамикой ряда наливных грузов, в том числе газового конденсата и стабильного бензина, объемы перевозки которых в 2018-2019 годах начали снижаться, сообщил ИПЕМ.

Институт не ожидает массового списания подвижного состава: до 2025 года оно составит лишь 16% объема текущего парка. Таким образом, высвобождение цистерн из-за падения грузовой базы не компенсируется их выбытием, что вызовет растущий профицит парка на сети.

В то же время текущему росту спроса на цистерны для нефтепродуктов и повышению ставок поспособствовала ситуация с аварией на нефтепроводе "Дружба". Однако ликвидация последствий загрязнения системы восстановит тенденцию к высвобождению подвижного состава и снижению средневзвешенной ставки аренды: по оценкам ИПЕМа, средневзвешенная ставка составит 950 руб. за вагон/сутки в 2019 году. Это на 40% больше средневзвешенной ставки за 2018 год, однако на 16% ниже текущего пикового уровня. Институт ожидает, что в последующие годы рост ставки будет сдерживаться благодаря снижению издержек операторов по отдельным статьям расходов. На них с 2020 года прекратит действовать фактор дефицита запасных частей, таких как колесные пары, цены на которые могут снизиться к концу 2020 года и в 2021 году на фоне насыщения рынка.

Рост цен на новые цистерны для светлых нефтепродуктов в 2019 году связан не столько со спросом на них со стороны вагоновладельцев, сколько с увеличением стоимости новых полувагонов, говорится в материале ИПЕМа.

"Чтобы цены на технически более сложные и дорогостоящие цистерны не были ниже, чем на полувагоны, производители скорректировали их стоимость, – отметил Владимир Савчук. – ИПЕМ прогнозирует снижение в 2020-2021 году прайса на новые цистерны для светлых нефтепродуктов по отношению к уровню 2019 года вслед за прогнозируемым снижением цен на новые полувагоны и появлением ограниченного количества реальных покупателей цистерн для светлых нефтепродуктов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.06.2019