22-10-14 / 2014
Новости отрасли
Почуяли выгоду?

ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОВ

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ

Заморозка тарифов и провальная речная навигация помогли железнодорожникам удержать объемы перевозок столь значимого для них груза, как черные металлы, на прошлогоднем уровне. Но для роста за счет чужого падения — эффект временный, а тарифы уже с января будут подняты. После этого госмонополии остается надеяться на позитивную конъюнктуру мет- рынка и введение инфраструктурного тарифа для автоперевозчиков.

За восемь месяцев текущего года погрузка черных металлов на сети РЖД выросла на 0,8%, до 47,4 млн тонн. Слабая динамика обусловлена невысокими показателями роста производства стали в стране — по данным Росстата, с января по август он составил 47,2 млн тонн, что всего на 2,3% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что на фоне общего падения объемов перевозок на железной дороге стальная продукция вышла в плюс по сравнению с прошлым годом. По мнению экспертов, это произошло благодаря тому, что грузоотправители, ранее использовавшие автотранспорт и речные перевозки, в текущем году вернулись на рельсы. Объясняется это двумя факторами — отменой индексации тарифов РЖД в 2014 году и обмелением Волги, из-за чего металлурги не смогли перевозить свои грузы столь полюбившимся им речным транспортом (см. "По реке плывет чугун" в "Транспорте" № 8-9, 2014 г.).

Эксперты также отмечают, что на увеличении железнодорожных перевозок металлов сказалось и падение рубля — экспортеры получают больше выручки и не скупятся на более дорогие перевозки. Вместе с тем погрузка железной руды с января по август снизилась на 2,2%, до 71,7 млн тонн, что вызвано сокращением отгрузки сырья на экспорт в связи со слабым мировым спросом.

Речка не принимает

Тренд последних лет на переориентацию грузоотправителей с железных дорог на речной транспорт в текущем году развернулся в обратную сторону. Объем речных перевозок металла значительно уменьшился из- за низкого уровня воды в Волге. По данным судоходной компании "Волжское пароходство", такого обмеления не было с 1996 года. "Металл в отличие от других грузов нельзя перегрузить с одного судна на другое для уменьшения осадки — нужны специальные технические средства", — отмечают в компании. Соответствен но у грузоотправителей нет иного выхода, как продолжать грузить продукцию на рельсы или автодорогу. Фору железнодорожникам также обеспечила отмена индексации тарифов РЖД в 2014 году. По информации начальника управления по логистике "Объединенной металлургической компании" (ОМК) Игоря Латышева, соотношение перевозок готовой металлургической продукции между автотранспортом и железной дорогой в первом полугодии текущего года составило 69% к 31%, а в прошлом году оно было 74% на 26% в пользу автоперевозок. Отметим, что за последнее десятилетие железная дорога потеряла большой объем металлургических грузов — в 2005 году около 70% всех отправок приходилось на рельсовый транспорт.

Впрочем, интерес металлургов к РЖД, судя по всему, будет недолгим. Напомним, что в прошлом году правительство приняло решение не индексировать тарифы железнодорожной монополии. Однако снизить темп роста цен кабмин не смог, поэтому тарифы в следующем году снова вырастут на 10%. Такое решение уже вызвало недовольство у грузоотправителей, рентабельность бизнеса которых и без того пошатнулась на фоне экономического кризиса. Соответственно в следующем году наметившийся тренд изменения соотношения авто и железнодорожных перевозок опять может поменяться в пользу автотранспорта. По мнению представителей НП "Русская сталь", при расчете эффекта от повышения тарифов, в РЖД должны просчитать и негативный эффект от оттока грузовой базы.

Отметим, что железнодорожный тариф оказывает существенное влия ние на себестоимость готовой продукции в металлургии. Для отрасли характерны значительные расстояния перевозки сырья и доставки продукции до конечных потребителей или портов. Так среднее расстояние перевозки металлолома составляет 847 км, угля — 1320 км, стальной продукции на экспорт — 1641 км. Кроме того, для производства одной тонны продукции предварительно необходимо перевезти около 3,5 тонн сырья и материалов. По подсчетам экспертов, при увеличении тарифа на 1 рубль суммарные издержки металлургических предприятий возрастают более чем на 4,5 рубля, поднимая стоимость готовой металлопродукции для потребителя.

Впрочем, пока безнадежно убыточных предприятий в отечественном металлургическом комплексе немного, поэтому производство продукции и экспорт по-прежнему растут, тем более что мировые цены на сталь позволяют.

Конъюнктура

В январе-августе 2014 года производство готового стального проката составило 40,8 млн тонн, что на 3,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Трубники за восемь месяцев увеличили выпуск продукции на 5,7%, до 7,2 млн тонн. В то же время добыча руды снизилась. Причина кроется в мировой конъюнктуре — руда в текущем году подешевела почти на 40%, соответственно снизился и экспорт. В то же время цены на сталь незначительно прибавили по сравнению с прошлым годом. По словам первого заместителя начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД Владимира Максимушкина, снижение погрузки руды связано с сокращением экспортных перевозок, в то время как перевозки для внутреннего рынка находятся на уровне прошлого года. "Неопределенность перспектив развития рынков черных металлов, в первую очередь внешних, влечет за собой уменьшение спроса на металлургическое сырье: товарную железную руду, железорудный концентрат, передельный чугун, лом черных металлов, кокс", — говорит он.

Как отмечают эксперты, экспорт руды снизился из-за того, что Китай сократил закупки в России в пользу австралийских и бразильских поставщиков. Один из крупнейших отечественных экспортеров руды — Лебединский ГОК (входит в "Метал- лоинвест") уже перенаправил руду в Японию. Российские предприятия также снизили закупки на отечественных горно-обогатительных комбинатах и увеличили закупки в Казахстане. По данным аналитиков, импортные поставки наращивают Западно-Сибирский металлургический комбинат (группа EVRAZ) и ММК.

В целом на ВСЖД за восемь месяцев перевозки железной руды сократились на 11,7%, до 6,9 млн тонн. Там грузится Коршуновский ГОК (входит в "Мечел"). ОЖД снизила погрузку железной руды на 1,6% — там работает Ковдорский ГОК ("Еврохим"), Оленегорский ГОК и "Карельский окатыш" ("Северсталь"). В то же время ЮВЖД увеличила перевозки железной руды за восемь месяцев на 1,2% — погрузку ведут предприятия НЛМК.

Вместе с тем экспорт черных металлов в текущем году растет — за семь месяцев он увеличился на 7,5%, до 22,9 млн тонн. В страны дальнего зарубежья отгрузка выросла на 9,4%, до 19,6 млн тонн, в СНГ сократились на 3%, до 3,4 млн тонн. В частности, российский экспорт ферросплавов увеличился на 4,6%, до 544,4 тыс. тонн, экспорт чугуна вырос на 20,5%, до 2,5 млн тонн, экспорт листовой стали прибавил 9,6%, составив 4,6 млн тонн.

Если рассматривать структуру экспорта отдельных компаний, то "Северсталь", к примеру, свыше поло вины объемов отгружает в Европу. В прошлом году компания нарастила поставки в Прибалтику, Северную и Центральную Европу

Основными зарубежными клиентами ММК являются потребители Ближнего Востока, их доля в отгрузке комбината составляет 55%. Европейский рынок занимает 36%, однако в прошлом году экспорт туда снизился на 22%. Также сократились отгрузки в страны Азии и Дальнего Востока, что объясняется ростом собственного производства в этих регионах. Основным продуктом, поставляемым на экспорт, является горячекатаный прокат (73%), который не может быть в полном объеме реализован на внутреннем рынке из-за ограниченной емкости рынка.

У "Металлоинвеста" основным рынком сбыта является Россия — в 2013 году на внутренний рынок пришлось 59,2% отгрузок. За пределами России клиентами компании являются металлургические предприятия Китая, стран Азии, Восточной и Западной Европы, Ближнего

Востока и Северной Африки. Экспортные поставки железорудного сырья и ГБЖ в страны Европы и СНГ осуществляются через пограничные железнодорожные терминалы и порты Балтики и Черного моря. В Китай груз идет через порт Новороссийск и Южный (Украина) на Черном море. Кроме того, половина поставок в Китай осуществляется через железнодорожный пограничный терминал Забайкальск.

Порты

В целом объем перевалки черных металлов в портах России в январе-августе составил 15,9 млн тонн, что на 6,1% больше уровня 2013 года. Перевалка руды сократилась на 17,5%, до 4 млн тонн. В частности, порты Арктики нарастили переработку руды и металлов. На Балтике Санкт-Петербург увеличил объемы перевалки металла, а Калининград снизил. В дальневосточных портах объемы черных металлов выросли на "Владивостокском МТП" и "ЕВРАЗ Находкинском МТП".

Единственный бассейн, где объемы черных металлов снизились, — это Каспий. В частности, порт Оля сократил перевалку из-за того, что ММК снизил экспорт продукции в Иран. По словам министра промышленности, транспорта и природных ресуров Астраханской области Сергея Кржановского, росту грузооборота препятствуют пониженные тарифы на перевозку черных металлов по казахстанским железным дорогам, что обусловило перенаправление грузопотока черных металлов в Иран через казахстанский порт Актау.

Что касается железнодорожных ставок на перевозки металлургических грузов в России, то в текущем году они также были на низком уровне благодаря профициту вагонов и конкуренции операторов за груз.

Подєлились по-братски

Рынок железнодорожных перевозок горно-металлургических грузов в России сильно консолидирован — на две компании приходится более трети всех объемов. Так, Globaltrans по итогам прошлого года контролирует 23% рынка железнодорожных перевозок грузов ГМК, на долю ПГК приходится примерно 15%. В 2103 году Globaltrans перевезла 102,5 млн тонн руды и металлов, ПГК — 64,3 млн тонн. Всего рынок железнодорожных перевозок ГМК-грузов в 2013-м составил около 445,2 млн тонн.

Что касается клиентов, то ПГК, являясь частью империи Владимира Лисина, перевозит 100% грузов НЛМК, 70% грузов "Северстали", при мерно 20% грузов EVRAZ и 10% погрузки "Металлоинвеста". Напомним, что в сентябре прошлого года ПГК заключила пятилетнее соглашение на перевозку грузовой базы "Северстали", при этом железнодорожный оператор купил транспортную "дочку" металлургов — компанию "Стальтранс". Череповецкий метком- бинат (ЧерМК) около 85% продукции и сырья грузит на рельсы, еще 12% отправляется по воде, на автомобильный транспорт приходится 3%. Таким образом, имеющиеся долгосрочные контракты с клиентами обеспечивают работу половине парка полувагонов ПГК.

Globaltrans ранее приобрел транспортные "дочки" ММК и "Металлоинвеста" и соответственно обслуживает их грузопотоки.

Продукцию "Мечела" во многом перевозит его дочернее предприятие "Мечел-Транс". В парке компании помимо железнодорожной техники есть также 50 магистральных автопоездов VOLVO. Объединение грузовых потоков в рамках одной компании позволило обеспечить сокращение себестоимости перевозок от 3 до 10% в зависимости от типа груза. В прошлом году "Мечел-Транс" перевез около 42 млн тонн грузов, из которых 16 млн тонн — в экспортном направлении.

Трубники за восемь месяцев 2014 года увеличили выпуск продукции на 5,7% — до 7,2 млн тонн

В январе-августе 2014 года производство готового стального проката составило 40,8 млн тонн, что на 3,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года

Тренд последних лет на переориентацию грузоотправителей с железных дорог на речной транспорт в текущем году развернулся в обратную сторону

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.10.2014