13-10-15 / 2015
Новости отрасли
Поблажек не будет

В октябре на Свердловскую дорогу для подконтрольной эксплуатации поступит первый серийный магистральный газотурбовоз ГТh1-002.

Локомотив на сжиженном природном газе доказал свою экономичность и экологичность. Машина уже прошла приемочные и сертификационные испытания. Теперь ее ждут в эксплуатационном локомотивном депо Егоршино. "Мы должны научить газотурбовоз делать первые шаги на железнодорожной инфраструктуре", – пояснил главный инженер депо Михаил Подшивалов. С первых же поездок ГТh1-002 планируется поставить под поезд массой 8 тыс. тонн. "Этот локомотив на сжиженном природном газе предназначен для вождения поездов повышенного веса, поэтому даже на первых порах никаких "поблажек" ему не будет, как это было с экспериментальным ГТh1-001. Тот начинал с веса 2,3 тонны, постоянно набирая массу до 9 тыс. тонн. К тому же в планах – увеличение плеча. Со временем ГТh1-002 должен доходить до Сургута", – отметил инженер сектора сервисного сопровождения, исследований и испытаний ОАО "ВНИКТИ" Александр Сушилин. Депо Егоршино стало площадкой для полигонных испытаний и ГТh1-001, подконтрольная эксплуатация которого на СвЖД продолжается. Специалисты ВНИКТИ по-прежнему сопровождают каждую поездку газотурбовоза. "Локомотив остается для нас рабочим стендом. Все необходимые доработки, выявленные в ходе подконтрольной эксплуатации, учтены в конструкции новой модели газотурбовоза ГТ1h-002, благодаря чему серийная машина вышла на новый уровень", – подчеркивает Александр Сушилин. Экспериментальные поездки первого газотурбовоза с гибридным приводом проходят на участке Серов-сортировочный – Карпунино – Алапаевск – Егоршино – Березит – Аппаратная с января 2013 года. Сегодня он водит тяжеловесные поезда и эксплуатируется по графику. Как подтверждают на магистрали, в ходе испытаний с поездами массой до 9000 тонн, а участок обслуживания проходит по горному профилю, ГТ1h-001 подтвердил заявленные технико-экономические, эксплуатационные и экологические характеристики. Локомотив доказал и высокую экономическую эффективность. Применение сжиженного природного газа позволяет снизить затраты на топливо. Если одна тонна мазута стоит 30 тыс. руб., то цена газа – 14 тыс. руб. Кроме того, подтвердился и низкий расход сжиженного природного газа – на 30% меньше, чем при использовании дизельного топлива. 17-тонная криогенная емкость с запасом газа обеспечивает локомотиву более 750 км пробега между заправками. В целом же за счет этого можно добиться снижения себестоимости перевозок грузов. "У этой машины есть и еще один большой плюс – она экологична. Зарегистрированный показатель выбросов вредных веществ в атмосферу соответствуют европейскому экологическому стандарту Евро-5", – отмечает Михаил Подшивалов. Основное преимущество газотурбовоза перед другими типами локомотивов – возможность развивать значительную мощность при сравнительно небольших размерах и массе. Один газотурбовоз способен заменить до пяти тепловозов. Помимо всего конструктивные особенности этого локомотива позволяют значительно снизить затраты на техническое обслуживание. "Газотурбинная силовая установка всегда работает в оптимальном режиме и имеет больший ресурс, поэтому пять лет может обходиться без планового ремонта, а узлы и агрегаты отличаются высокой надежностью. За все время эксплуатации двигатель ни разу не выходил из строя", – пояснил Александр Сушилин. ГТh1-002 повторил своего экспериментального предшественника, но с учетом его недоработок. Машинисты депо Егоршино считают, что увеличенное число осей избавит локомотив от боксования, а съемная криогенная емкость позволит проводить экипировку газом в любом месте. Возможность проводить полноценные испытания локомотивов на газовом топливе обеспечила построенная под Екатеринбургом газозаправочная станция. Сейчас на ней производится 3 тонны сжиженного газа в час. Пока здесь заправляется только один газотурбовоз – ГТh-001 и забирает лишь пятую часть этого объема. Остальное газовики отдают другим потребителям. В ближайшее время приоритет сместится в сторону РЖД. На станции будет вестись заправка второго газотурбовоза и газопоршневого маневрового тепловоза, которым также в октябре пополнится локомотивный парк Свердловской дирекции тяги. В прошлом году он прошел испытания, и тоже в депо Егоршино. По словам Михаила Подшивалова, работать маневровому газотепловозу предстоит на станции Егоршино, где его уже ждут.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.10.2015