21-03-17 / 2017
Новости отрасли
По «железке», а не через нее

Грузоперевозчики в границах Приволжской магистрали все чаще предпочитают железнодорожный транспорт автомобильному. По мнению экспертов, в перспективе данная тенденция сохранится. Это скажется положительным образом не только на доходах компании ОАО "РЖД" и ее партнеров, но и на состоянии сети автодорог России.

Перевозить строительные грузы железнодорожным транспортом становится все более выгодно. К такому выводу пришли участники регионального координационного совета, посвященного организации завоза материалов для дорожно-строительных работ в 2017 году. Заседание состоялось 16 марта в конференц-зале управления Приволжской магистрали с подключением студий всех трех ее регионов.

В мероприятии приняли участие первые руководители железной дороги, представители органов власти Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, компаний-грузовладельцев и операторов подвижного состава.

– В условиях повышенного внимания к дорожно-строительной отрасли и начала реализации Стратегии развития дорожного хозяйства до 2030 года, в рамках которой предполагается ежегодный прирост федеральных дорог на 3,8 тысячи километров, основной задачей компании является обеспечение стабильной перевозочной деятельности на наиболее приемлемых для грузовладельцев условиях, – подчеркнул, открывая встречу, начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

В ходе совещания сторонам удалось обсудить вопросы организации завоза и вывоза строительных грузов, новые транспортные решения по ускорению вагонооборота, а также организации комплексного обслуживания поставщиков инертных строительных материалов и реализации ряда соответствующих мероприятий.

Например, в рамках строительства аэропорта "Центральный" в Саратовской области железнодорожники сумели предоставить грузополучателю целый комплекс услуг, в том числе по выгрузке грузов, что обеспечило максимальный завоз инертных материалов для нужд объекта. Кроме того, для саратовских щебеночных карьеров были организованы перевозки по принципу ускоренной доставки грузов (услуга "Грузовой экспресс") в местном сообщении с обеспечением выгрузки на станции назначения. Данный комплекс услуг позволил сократить сроки доставки и высвободить парк вагонов, необходимый для вывоза груза. В конечном счете работа, проведенная железнодорожниками, обусловила значительное снижение затрат грузоотправителя.

Сохраним дороги вместе

Все это привело к тому, что в последнее время в границах полигона дороги наметилась устойчивая тенденция к увеличению отгрузки щебня: поставщики нерудных строительных материалов все чаще делают свой выбор в пользу железнодорожного транспорта.

Если взять общедорожную статистику за последние два года, то объем отгрузок этого стройматериала железнодорожным транспортом увеличился в полтора раза и по итогам 2016-го составил без малого 580 тысяч тонн. По истечении января–февраля текущего года железнодорожники зафиксировали шестикратный (!) прирост погрузки вышеуказанной номенклатуры. И это несмотря на то, что первый квартал традиционно считается "мертвым сезоном" для перевозки щебня и прочих стройматериалов. 

– Груз, который с начала текущего года завозится из щебеночных карьеров Саратовской области, в основном предназначен для нужд предприятий, которые также действуют в нашем регионе, – подчеркнул начальник Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Горох. – Мы видим, что доставка щебня сегодня производится по железной дороге на относительно небольшие расстояния внутри Саратовской области. Например, из Ершова в Саратов. Можно сказать, что это тренд последнего года. 

А ведь еще три года назад мало кто верил, что ершовский щебень когда-нибудь поедет в Саратов не по автомобильной трассе... Ну а сегодня подобные явления уже не редкость. В первую очередь это связано с тем, что представители органов исполнительной власти Саратовской области недавно пришли к выводу о необходимости сокращать автомобильные грузоперевозки: по мнению чиновников, большегрузы губительно влияют на состояние наших и без того многострадальных дорог. 

– Правительство пришло к однозначному решению: нам нужно снижать уровень грузоперевозок автомобильным транспортом. Для этого сейчас разрабатывается обширная программа, в рамках которой в 2017 году на сети как региональных, так и федеральных дорог в Саратовской области будут установлены посты весового контроля, – сообщил заместитель председателя правительства Саратовской области Александр Буренин и добавил, обращаясь ко всем грузоотправителям, присутствовавшим в зале, – мы с вами должны переходить на железнодорожный транспорт!

Сегодня эту убежденность также разделяют представители органов власти Астраханской и Волгоградской областей. Они солидарны с саратовцами в том, что возить инертные материалы автомобильным транспортом – себе дороже. Ведь большегрузы, в которых то и дело превышается допустимая нагрузка на ось, разрушают дорожную сеть быстрее, чем ее успевают восстанавливать. 

Например, недавно в Волгоградской области был остановлен автопоезд, весящий 136 (!) тонн, что фактически в три раза выше допустимой нормы в 45 тонн. Кстати, в Европе, которая славится отличными дорогами, эта цифра не более 40 тонн, в Америке – 38 тонн. Тамошние дорожники внимательно следят за тем, чтобы дальнобойщики соблюдали нормативные показатели и асфальтовое покрытие служило значительно дольше.

В России этим вопросом всерьез занялись относительно недавно. Сегодня штрафные санкции за "перевес" доходят до 40 тысяч рублей (в первый раз) и еще больше – в случае повторного нарушения. В общем, перегружать свой автомобиль в обход законодательства РФ теперь никому не выгодно.

– Мы также решили снять дополнительную нагрузку с дорожных организаций и переключить часть грузов на железную дорогу, – пояснил председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев. – В связи с этим необходимо решить с железнодорожниками целый ряд вопросов. Во-первых, определиться с площадками, оборудованными повышенными путями, где можно выгружать инертные материалы. Во-вторых, для нас важно, чтобы вагоны приходили под выгрузку без задержек, а не так, как это было в прошлом году в Палласовке... Из-за отсутствия маневрового локомотива мы периодически простаивали, иногда целые сутки, а иногда даже больше.

По словам начальника Приволжской дирекции тяги Сергея Рогова, сегодня все маневровые локомотивы выдаются в полном соответствии с наряд-заказом, поэтому в текущем году подобных проблем возникать не должно.

Взаимовыгодное сотрудничество

Значительная часть совещания была посвящена обсуждению мероприятий, направленных на ускорение оборота местного вагона и снятие барьерных мест, замедляющих темпы наращивания объемов перевозок инертных материалов железнодорожным транспортом. В частности, была поднята проблема дефицита подвижного состава в пик строительного сезона и его переизбытка в начале и конце каждого года. 

– В период с октября по март полувагоны фактически не используются, поэтому собственники подвижного состава снижают свои тарифы, – рассказал Сергей Альмеев. – Соответственно, с началом строительного сезона плата за использование привлеченных вагонов увеличивается, что приводит к удорожанию транспортной составляющей в цене товаров. И чтобы щебень был дешевле, вагоны выгоднее всего забирать в период их профицита на железной дороге.

К совету начальника Приволжской железной дороги уже успели прислушаться представители компании "Кронверк", которые завезли основной объем щебня в зимний период, тем самым неплохо сэкономив на аренде подвижного состава. Другим организациям последовать этому примеру сегодня мешает ряд условностей, связанных в первую очередь с началом финансового года и необходимостью проведения обязательных конкурсных процедур. Еще одним сдерживающим фактором для ряда грузополучателей является отсутствие в их собственности площадок, подходящих для безопасного хранения запасов щебня. Ведь обычно бывает так: сразу после выгрузки весь объем сыпучего материала отправляется в работу. 

– Мы предлагаем услуги своих площадок для хранения грузов, – отметил Дмитрий Горох. – У компании ОАО "РЖД" есть собственная инфраструктура и разветвленная система грузовых дворов в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Это охраняемые комплексы, где возможно хранить десятки тысяч тонн грузов со всеми сопутствующими услугами по выгрузке, тарированию и другими. Наша компания готова к диалогу с партнерами. 

По словам Дмитрия Гороха, даже с учетом стоимости хранения грузов на складах ОАО "РЖД" завозить щебень зимой гораздо выгоднее, чем летом. Как говорится, тут есть над чем задуматься.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Железнодорожник Поволжья21.03.2017