16-08-18 / 2018
Новости отрасли
По тундре, по широтной дороге

Белый дом разрешил концессию по СШХ

Спустя 12 лет с начала обсуждения железнодорожного проекта "Северный широтный ход" (СШХ) правительство подписало распоряжение о заключении концессионного соглашения. Соглашение с концессионером ООО СШХ (подконтрольно крупнейшему подрядчику ОАО РЖД "Спецтрансстрою" Юрия Рейльяна) должно быть заключено до 8 сентября. Источники "Ъ" не исключают, что структуры бизнесмена станут и основным генподрядчиком проекта общей стоимостью 236 млрд руб.

Премьер Дмитрий Медведев распорядился подписать концессионное соглашение по строительству Северного широтного хода на Ямале общей стоимостью более 236 млрд руб. Концедент Росжелдор в течение пяти рабочих дней должен направить проект соглашения концессионеру ООО СШХ, 50,1% в котором - у крупного подрядчика ОАО РЖД "Спецтрансстроя" Юрия Рейльяна, а еще 49,9% - у структуры монополии "КРП-Инвест". Подписать его должны до 8 сентября. Концессия действует до 31 декабря 2052 года.

СШХ - второй крупный концессионный проект, подписанный в этом году, и третья железнодорожная концессия вообще. В 2016 году было подписано соглашение с "Таманьнефтегазом" Мишеля Литвака о строительстве ветки на порт Тамань. А в апреле запущено строительство железной дороги Кызыл-Курагино по концессии с ТЭПК Руслана Байсарова (см. "Ъ" от 19 апреля).

СШХ обсуждается с 2006 года, официально строительство стартовало 11 мая. Путь призван разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссиб, а также обеспечить выход на Севморпуть через порт Сабетта (проект "Ямал-СПГ" НОВАТЭКа). По планам к 2025 году на СШХ перейдет 20 млн тонн грузов с Транссиба и еще 3,9 млн тонн дополнительных грузов, большая часть из которых - углеводороды. "Ъ" подробно писал о подготовке концессии и ее условиях 12 мая.

ООО СШХ должно профинансировать строительство и эксплуатацию железной дороги Обская-Салехард-Надым (353 км). В концессионном проекте предусмотрен капитальный грант из бюджета в 12,7 млрд руб., затраты на строительство дороги превысят 113 млрд руб. По словам источников "Ъ", именно структуры Юрия Рейльяна станут и генподрядчиком строительства проекта. На звонки "Ъ" господин Рейльян не ответил. Кроме того, вне концессии, но в рамках проекта "Газпром" введет дорогу Надым-Пангоды (112 км), а ОАО РЖД реконструирует примыкающие участки Коноша-Котлас-Чум-Лабытнанги и Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево. Администрация Ямало-Ненецкого АО профинансирует строительство автомобильной части моста через Обь. В мае занимавший тогда пост главы Минтранса Максим Соколов отмечал, что завершить строительство планируется в 2023 году. В "Газпроме" сообщили, что считают создание СШХ "важным проектом, имеющим государственное значение". В ОАО РЖД называют подписание распоряжения "важнейшим событием для реализации проекта СШХ", имеющего существенное макроэкономическое и геополитическое значение.

Как следует из основных условий концессии, ОАО РЖД получит обязательство направлять грузы со станций Сургут-Коротчаево-Пангоды по кратчайшему направлению с учетом СШХ, также монополия должна регламентировать порядок перенаправления грузов на новую дорогу.

Уникальность СШХ в том, что это первая рыночная железнодорожная концессия, говорит партнер "Инфралекс" Максим Черниговский. "Первые две концессии так или иначе были связаны с тем, что грузовую базу формирует сам концессионер,- поясняет он.- В данном случае грузоотправители - независимые участники рынка, которые не входят в проект". Главное, что в рамках переговоров произошла "притирка" частного и государственного секторов, добавляет эксперт. Госсектор понял, при каких условиях концессионер сможет привлечь деньги, а частный - в чем мотивация государства участвовать в подобных проектах, он более реалистично подошел к запросам на доходность проекта, объемы господдержки и т. д. Вместе с тем, отмечает господин Черниговский, проект показывает, что назрела потребность институционализировать роль ОАО РЖД в железнодорожных концессиях. "Без ОАО РЖД такие проекты в подавляющем большинстве случаев нежизнеспособны, но сейчас оно не является полноправным участником переговорного процесса со стороны госсектора",- поясняет он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ16.08.2018