27-03-18 / 2018
Новости отрасли
По примеру стивидоров

Министерство транспорта РФ разработало поправки в Устав железнодорожного транспорта, в соответствии с которыми предлагается упразднить максимальный срок заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а также контрактов на подачу и уборку вагонов. В настоящее время проект закона размещен на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru для антикоррупционной экспертизы. Сейчас временной лимит таких отношений составляет пять лет. ОАО "РЖД" предлагает максимальный срок оставить, но повысить его до 10 лет – по аналогии со стивидорными компаниями, заключающими контракты с грузоотправителями на перевалку грузов.

Грузовладельцы смогут заказывать услуги на уборку вагонов на любой срок. Напомним, в рамках договоров владельцы инфраструктуры и перевозчики перевозят грузы и перемещают вагоны от приемо-сдаточных путей станций железных дорог до погрузочно-разгрузочных фронтов, проводят механизированную погрузку и выгрузку грузов, перевозимых в грузовых вагонах и контейнерах, а также складские работы (перемещение грузов с фронта выгрузки на склад и со склада на фронт погрузки, перемещение грузов внутри склада).

В сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта (документ, в котором авторы проекта нормативного акта поясняют в том числе причины его разработки) отмечается, что поправки разработаны на основе анализа информации, поступающей от участников перевозочного процесса. Согласно данным Минтранса, ряд участников перевозочного процесса планируют свои договорные отношения на более длительные сроки и считают некомфортной необходимость перезаключать контракты на уборку вагонов каждые пять лет, и целесообразнее, по их мнению, предоставить хозяйствующим субъектам самим выбирать срок длительности договоров.

Авторы законопроекта считают, что предлагаемые изменения позволят "повысить эффективность функционирования железнодорожного транспорта".

Заместитель начальника управления правового обеспечения Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" Александр Казанцев сообщил, что госкомпания подготовила свои дополнения к законопроекту.

"Мы предлагаем все-таки оставить предельный срок, но продлить его до 10 лет. Какой-то лимит должен быть, а практика десятилетних договоров уже существует – контракты на такие сроки заключаются, к примеру, на перевалку грузов в портах. При этом каждые пять лет необходимо проводить обследование инфраструктуры. Перед каждым заключением договора должен быть подписан акт обследования, в котором уточняются мощности грузоотправителя или грузополучателя по обработке подвижного состава – сколько кранов, локомотивов, другого оборудования. Потому что если в соответствии с этим актом предприятие может обрабатывать 10 вагонов в сутки, то и договор заключается в соответствии с имеющимися мощностями, заявка на подачу 15 вагонов может быть просто не согласована", – рассказал "Гудку" Александр Казанцев.

По его словам, ЦФТО предлагает обязать предприятия информировать перевозчика обо всех изменениях обрабатывающих мощностей – это позволит перевозчику согласовывать подачу или уборку количества вагонов, реально соответствующего возможностям владельца инфраструктуры.

Грузоотправители встречают инициативу нейтрально. Советник генерального директора ПАО "Уралкалий" Всеволод Ковшов считает, что предлагаемые поправки существенно не изменят ситуацию на рынке.

"С моей точки зрения, хорошо, что снимаются дополнительные ограничения и у хозяйствующих субъектов появляется возможность самим определять максимальный срок действия договора свыше пяти лет, если они считают это целесообразным", – подчеркнул Всеволод Ковшов.

По мнению председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, это возможное решение упростит договорные взаимоотношения между контрагентами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.03.2018