От перевозчиков, регуляторов и экспертов мы часто слышим общие оценки вагонного парка страны и такие же общие его характеристики: количество вагонов, оборот, порожний пробег. Это очень сомнительный подход, так как каждый род подвижного состава – это отдельный рынок.
Рынки полувагонов и крытых вагонов, характеризуется не только тем, что в обоих случаях мы имеем дело с универсальным подвижным составом, но и тем, что самое большое число операторских компаний представлено именно на данных рынках, которые за счет этого могут считаться высоко конкурентными. Кроме того, универсальный подвижной состав в силу своих технических характеристик используется практически всеми грузоотправителями.
Широкая клиентская база автоматически формирует спотовый рынок полувагонов и крытых вагонов. Характерными чертами цен на спотовом рынке является их быстрая изменчивость вследствие роста или падение спроса, а также широкий диапазон стоимости предоставления вагонов в зависимости от операторской компании. Проверить эти утверждения применительно к современной ситуации мы можем с помощью анализа работы вагонных парков.
Анализ работы парка применительно к операторским компаниям правильно производить не по количеству, перевезенных тонн груза, как это делает перевозчик, а по количеству груженных вагоноотправок. Груженные вагоноотправки, сгруппированные по роду подвижного состава лучше позволяют понять востребованность того или иного парка вагонов.
И по полувагонам, и по крытым вагонам мы видим одну и ту же интересную тенденцию: при постоянном снижении количества вагоноотправок парк вагонов растет, точнее – растет предложение и доходность вагонов за счет повышения цены предоставления вагонов. Это очень странная ситуация, которая чисто рыночными факторами объяснена быть не может.
Очевидно, по полувагонам и крытым вагонам есть определенный диктат операторов, которых многократно численно меньше, чем их клиентов-грузовладельцев. Кроме того, постоянное укрупнение операторов сформировало пул маркетмейкеров, довольно консервативных в вопросах ценообразования – они не снижают стоимость предоставления вагонов сразу же при падении спроса на вагоны как это было еще 10 лет назад.
Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
18.04.2025 |