26-02-25 / 2025
Новости отрасли
По оценкам СОЖТ профицит вагонов в 2024 году был существенно меньше, чем по расчетам перевозчика

Исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Санковский, выступая на форуме РЖД-Партнера "Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт", отметил, что согласно Методическим рекомендациям по расчету потребного парка грузовых вагонов, профицит грузовых вагонов рабочего парка в 2024 году составил 165 тыс. единиц по указанной Методике. Напомним, в РЖД говорили о цифре в 400 тыс. вагонов.

При этом эксперт пояснил, что чтобы определить потребность рынка в вагонах, нужно использовать термин потребный парк – это количество вагонов, необходимое для обеспечения заданного объема погрузки. Количество вагонов в рабочем парке и в общем парке не одинаково. Общий парк как правило превышает рабочий на 12-15%. В частности, по итогам 2024 года это превышение составило 12,4%. Такое расхождение связано с тем, что в общий парк включены не только эксплуатируемые вагоны, но и те, что находятся в ремонте, предназначены для технических нужд, временно находятся в распоряжении стран СНГ или выведены из эксплуатации.

На величину потребного парка влияет целый ряд эксплуатационных факторов, включая скорость движения вагонопотока, время простоя на станциях, сроки погрузки и выгрузки, загруженность железнодорожной инфраструктуры и пропускная способность участков.

"При расчете потребного рабочего парка для "освоения" объемов погрузки прогнозных показателей 2024 г., которые были заложены в программных документах РЖД (например, Долгосрочная программа развития), получаем от 1,1 до 1,5 млн. вагонов в зависимости от величины оборота вагона", - отмечает глава СОЖТ. Это если считать только по показателю "погрузка", без учета приема груженых вагонов. При использовании в расчете показателя "работа" (сумма "погрузки" и "приема груженых вагонов") мы получим от 1,2 до 1,7 млн. вагонов в зависимости от величины оборота вагона.

Тем не менее, в 2024 году погрузка была существенно ниже прогнозов.

"Таким образом при ретроспективном расчете согласно Методическим рекомендациям по расчету потребного парка грузовых вагонов по фактическим данным и "очищенному" от влияния долгопростаивающих вагонов обороту вагона (19,5 сут.), получим, что потребный рабочий парк в среднем в 2024 г. составлял 1,016 млн. ед. (что соответствует общему парку в 1,1 млн ед). Профицит рабочего парка составляет 165 тыс. единиц", - подчеркивает эксперт.

Более того, при этих же исходных данных, но использовании фактического оборота вагона (20,7 сут.), потребный рабочий парк грузовых вагонов составит 1,085 млн. ед. (что соответствует общему парку в 1,22 млн ед). То есть профицит рабочего парка составляет еще меньше – 97 тыс. ед.

"Так что получается, что если бы грузоотправители предъявили к погрузке тот объем, который прогнозировало ОАО "РЖД" в Долгосрочной программе развития, то потребность в рабочем парке составляла бы от 1,1-1,4 млн. (при учете погрузки без учета приема груженых) до 1,2 -1,56 млн. вагонов (в случае учета погрузки и приема груженых).

Само по себе ограничение парка не решает проблему, а только откладывает ее решение. Когда погрузка вырастет до прогнозируемых РЖД значений, то потребность в вагонах существенно превысит нынешний показатель потребного парка", - подчеркивает И. Санковский.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

26.02.2025