По настоянию Минэкономразвития ОАО "РЖД" структурировало свою инвестиционную программу на 2012 год с точки зрения коммерческой окупаемости. Было выделено три главных направления: Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Юг и Кузбасс - Дальний Восток.
Оказалось, что, исходя из объемов перевозок и структуры грузов, за счет собственной инвестпрограммы РЖД могут финансировать и окупить проекты лишь на направлении Кузбасс - Северо-Запад, где срок отдачи инвестиций составляет порядка 15 лет. На южном направлении он превышает 20 лет, а на дальневосточном инвестиции для компании вообще не окупаемы.
В целом же доля сколько-нибудь привлекательных проектов в инвестиционной программе крайне мала. К ним относятся разве что вокзальные комплексы в крупных городах да система коммерческого учета экономии электроэнергии. При этом Минэкономразвития и Минфин ориентируют компанию на заимствования средств. Доля такого капитала в следующей инвестпрограмме будет велика как никогда - порядка 100 млрд руб.
Однако то, что РЖД являются коммерческой компанией и должны получать от реализации проектов прибыль, а не убытки, как-то неизменно ускользает от регуляторов. Компания, по сути, должна действовать в социальных целях, строя и модернизируя инфраструктуру для других. Ведь от ее расширения или строительства новых объектов РЖД получают лишь 20% потенциального дохода, остальное забирают частные компании и государство. Элементарная логика подсказывает, что если проекты не окупаются за счет самого дешевого источника - собственных средств, то окупить кредиты, взятые под рыночный процент, вообще невозможно. А из этого прямо следует, что использование займов на очевидно не окупаемые инвестиции создает серьезные экономические риски. Занять - не проблема, но как потом отдать?
Чиновники говорят о необходимости повышения эффективности компании и сокращении издержек. Этим в РЖД занимаются, однако никакое увеличение эффективности не даст необходимых средств для такого расширения инфраструктуры, чтобы в ближайшей перспективе вывозить все предъявляемые грузы.
Совершенно очевидно, что необходимо формирование реальной модели финансирования развития инфраструктуры с целым набором инвестиционных инструментов, а не только займами. И время уже не ждет.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 20.12.11 | Занять - не проблема |