08-10-08 / 2008
Новости отрасли
По мнению специалистов ИПЕМ, работа двух и более перевозчиков на единой магистральной сети России может привести лишь к негативным после...

Общественная полезность и экономическая целесообразность разделения рынка железнодорожных перевозок грузов между ОАО "РЖД" и частными перевозчиками стала темой "круглого стола", организованного недавно Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ). По словам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, сегодня федеральный закон "О естественных монополиях" прямо относит железнодорожные перевозки к естественно-монопольным видам деятельности, то есть таким, где конкуренция экономически нецелесообразна, а зачастую и технологически невозможна. По мнению ИПЕМ, работа двух и более перевозчиков на единой магистральной сети России может привести лишь к негативным последствиям. Эффективность работы частных перевозчиков будет ограничена возможностями магистральной инфраструктуры и инфраструктуры локомотивного хозяйства, которые и так испытывают жесточайший дефицит. В качестве примера г-н Саакян привел реформу электроэнергетики в России, в начале которой разделение действующей генерации не планировалось, однако это произошло, и результаты блестящими назвать нельзя. Об инфраструктурных ограничениях напомнил и председатель совета директоров ЗАО "Интегрированные транспортные системы" Константин Костенко, предположив, что столь же абсурдной была бы идея создания нескольких перевозчиков в рамках Московского метрополитена. Г-н Костенко также отметил, что существующие сейчас в России частные перевозчики снимают "пенки" в виде высокодоходных грузов, а РЖД оставляют низкодоходные и убыточные перевозки. Дробление РЖД опасно не только из-за финансовых рисков - пока выделяемые из холдинга компании демонстрируют ухудшение качества предоставляемых услуг. Об этом на примере Первой грузовой компании говорил директор Института управления на транспорте ГУУ РФ Владимир Персианов. По его мнению, в настоящее время растет опасность дезорганизации работы железнодорожного транспорта - напрашивается вывод, что был выбран не тот путь. Все собравшиеся на "круглом столе" эксперты отмечали, что программа реформы не затрагивает важнейшую для отрасли проблему – повышение эффективности ее работы. Константин Костенко предложил разделить два вопроса: эффективность управления и эффекты от монополизма в отрасли. Он заявил, что если само ОАО "РЖД" не будет заинтересовано в повышении своей эффективности, то раздел компании может стать неизбежным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Время новостей08.10.2008Железные дороги для России больше чем бизнес