27-07-12 / 2012
Новости отрасли
По мере приближения вступления в ВТО - важными становятся вопросы международного сотрудничества на транспортно-логистическом рынке

Немецкие логисты, работающие на рынке РФ не первый год, считают, что пока он еще далек от совершенства.

Планов громадье

По данным статистического ведомства Германии, товарооборот между Германией и Россией в 2011-м составил €75 млрд, рост к предыдущему году - 29%. Одним из основных партнеров для немецкого транспортно-логистического бизнеса уже давно выступает ОАО "РЖД". В холдинге разработаны планы по развитию логистического бизнеса до 2015 года, в том числе при участии немецких компаний. Эти проекты подразумевают строительство терминально-логистических комплексов, охватывающих всю сеть РЖД, развитие контрактной логистики, увеличение контейнеризации, внедрение усовершенствованных информационных систем, обновление и строительство новых терминалов-хабов по всей сети железных дорог.

Совместно с Deutsche Bahn ОАО "РЖД" планирует строительство в Подмосковье крупнейшего транспортно-логистического центра "Белый Раст". Возведение первой очереди ТЛЦ начнется уже в этом году и должно закончиться в следующем. Вторую очередь намечено ввести в эксплуатацию в 2014-м. Выход ТЛЦ на расчетную мощность запланирован на 2015-2016 гг. Годовой объем переработки составит около 18 млн т грузов.

Кроме того, уже около пяти лет дочерняя компания РЖД ОАО "ТрансКонтейнер" совместно с Schenker Automotive Railnet успешно реализует уникальный проект по железнодорожной доставке автомобильных комплектующих из ФРГ, Чехии и Словакии на завод Volkswagen в Калуге. Это наиболее удачный проект по организации первой исключительно железнодорожной логистической цепочки между Западной Европой и Россией.

Еще одна дочерняя компания РЖД и DB Schenker Logistics - DB Schenker Railion AG работает в области паромных перевозок. Год назад состоялось долгожданное официальное открытие автомобильно-железнодорожной грузопассажирской паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Засниц, одного из крупнейших российско-германских инфраструктурных проектов. Также стоит отметить консультационное сотрудничество Deutsche Bahn с Первой грузовой компанией по вопросам повышения эффективности управления последней и выхода ее на международные рынки.

Не все так просто

До середины 90-х годов четкой государственной политики в сфере развития логистики в России не было. "Зато в последние годы в этом направлении наметился определенный прогресс, - отмечает координатор рабочей группы Российско-германской внешнеторговой палаты по вопросам таможни, транспорта и логистики Дмитрий Сизов. - В частности, разработана и принята ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)". Государство, понимая всю важность данного направления экономики, пытается найти оптимальные пути решения". Впрочем, немецкие логистические компании пока не очень довольны темпами развития транспортной инфраструктуры в России. "Думаю, что если и будет развитие, то очень медленное. Недавно перечитал газету за 2003 год, там было написано, что в 2011-м в РФ будет много платных качественных дорог, например трасса Москва - Санкт-Петербург. Сейчас 2012 год, и где эта трасса?" - сетует коммерческий директор компании Dachser GmbH Сергей Химченко.

К сожалению, развитие транспортной сети в России действительно значительно отстает от европейской, особенно по строительству современных автомобильных дорог. "У нас огромные проблемы по перевозке негабаритных и крупногабаритных грузов. Разрешение выдает Росавтодор, вернее, не выдает его на отправку больших масс - свыше 44 т. Но если до 60 т груза еще как-то можно перевезти, с большими трудностями и после долгого согласования, то свыше - абсолютно невозможно. А в Европе такие грузы свободно перемещаются по дорогам", - поделился своим наблюдением заместитель директора по транспорту компании Feldmeier Project Игорь Воронин.

Есть инфраструктурные проблемы и в авиаперевозках. Отсутствие грузовых рейсов тормозит развитие рынка. Такие рейсы должны быть ориентированы прежде всего на крупные экспедиторские компании, которые занимаются консолидацией значительных объемов грузов, достигающих порой нескольких сотен тонн в день. В настоящее время экспедиторы распределяют эти грузопотоки между авиакомпаниями, отвечающими их требованиям. "Однако большую часть грузов по России из-за отсутствия грузового воздушного флота, соответствующего международным стандартам, по-прежнему приходится перевозить на пассажирском авиатранспорте, что часто негативно отражается на качестве и, самое главное, на скорости доставки", - сказал директор по маркетингу и продажам ООО "Кюне и Нагель" Андрей Грязев.

И все-таки они возят

И все же, несмотря на трудности, российский рынок логистики активно развивается, чему в немалой степени способствуют компании Германии. Большинство немецких логистических фирм предлагает широкий спектр услуг, доступный клиентам по всему миру: железнодорожные, морские, автомобильные, авиаперевозки. Также предоставляют складские услуги, помощь в таможенном оформлении и страховании. И главное - они гарантируют надежность и качество. Будучи крупнейшим поставщиком мультимодальных логистических услуг и ведущим оператором железнодорожных грузоперевозок в Европе, в DB Schenker Logistics считают российский рынок наиболее важным.

Генеральный директор дочерней фирмы DB Schenker Logistics - ЗАО "Шенкер" Анатолий Гвоздев говорит: "Перспективой для нашей компании остается предоставление логистических услуг "от двери до двери" для производств различных индустрий и потребительского рынка, включая создание распределительных складских центров в основных инфраструктурных узлах. Также мы продолжаем активно развивать внутрироссийскую транспортную сеть для дистрибуции импортированной и национальной продукции на внутреннем рынке".

Оборот ЗАО "Шенкер" в 2011-м составил более 3 млрд рублей. Как отмечает А. Гвоздев, динамика перевозок в этом году остается положительной. Сохраняется рост на уровне предыдущих двух лет - около 20% ежегодно. Товарооборот растет, и, как следствие, это влечет за собой инвестиционные вливания в развитие инфраструктуры.

"В последние два года у нашей компании прослеживается значительный рост потребления услуг в логистическом комплексе, - отметил представитель одной из немецких компаний. - Именно в 2011-м в результате притока клиентов мы были в хорошем смысле слова вынуждены ввести в работу склад ответственного хранения площадью 7,5 тыс. кв. м на территории Ленинградской области".

В Германию российский бизнес традиционно везет продукцию энергетического значения - сырую нефть и нефтепродукты - до 80%. Из Германии в Россию завозят в большей степени товары народного потребления. Импорт по-прежнему превалирует, хотя, нужно заметить, в последнее время его структура претерпела определенные изменения. "Товары народного потребления продолжают составлять значительную часть, но есть тенденция к увеличению доли индустриальных грузов, например поставок компонентов в адрес сборочных производств и производств полного цикла. Причиной тому - тот факт, что в последние годы в России в результате прямых инвестиций был открыт ряд предприятий, в частности в сфере автомобилестроения. Это уже хорошо известные заводы в Калужской, Ленинградской и Нижегородской областях", - отмечает А. Гвоздев.

Таможенный идол стал человечнее

Помимо всего прочего, за последние два-три года отношение таможенных органов России к участникам ВЭД заметно изменилось в лучшую сторону. Ведомство стало обращать больше внимания на проблемы бизнеса. По словам Д. Сизова, в настоящее время германское бизнес-сообщество оценивает деятельность ФТС России на оценку "хорошо". Но это ни в коем случае не отменяет некоторых проблем. Большое количество нормативных документов, регламентирующих порядок таможенного оформления и всевозможные бюрократические препоны, все еще заставляют логистов тратить много сил и времени. "Сейчас, например, очень важно провести усовершенствование работы электронного документооборота, что значительно упростит прохождение грузов через таможню и, соответственно, сэкономит время", - отмечает Д. Сизов.

В настоящее время над оптимизацией правовой базы работают сотрудники нескольких министерств и ведомств России. И, надо полагать, вскоре эта работа поспособствует дальнейшей оптимизации процесса прохождения грузов от поставщика к потребителю. "Сегодня российское правительство идет в правильном направлении, делая шаг навстречу участникам внешнеэкономической деятельности, прорабатывая введение электронного и предварительного декларирования. После вступления в ВТО это должно значительно упростить нам работу", - выразил надежду руководитель транспортной компании ООО "Шпаарманн" Дирк Рудцок.

Кроме того, с 17 июня действует обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта. "Пока среди участников ВЭД нет единого понимания, как будет работать этот механизм, кто за что будет отвечать и т. п.", - отметил

А. Грязев.

А впереди - большие перспективы

Несмотря на возможные риски, немецкие компании продолжают вкладывать средства в развитие российского транспортно-логистического рынка. А после вступления РФ в ВТО у них окажется ряд преимуществ перед российскими компаниями.

С. Химченко отмечает: "Я уверен, происхождение не имеет значения, конкуренция была и всегда будет, но у иностранных компаний есть хорошая поддержка с Запада, а это, конечно, конкурентное преимущество в борьбе за европейских производителей товаров и поставщиков оборудования, огромное количество которых работает на российский рынок, а при вступлении в ВТО их количество будет только расти".

Кроме того, у немецких логистических компаний большой управленческий опыт: на Западе предприниматели несколько веков живут в условиях капитализма, накапливают опыт, создают на его основе стандарты, регламенты и механизмы, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Применение таких технологий, превосходство в производительности труда и наличие более "длинных" и дешевых финансовых ресурсов, конечно, скажется на присутствии немецких компаний на российском рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер26.07.12Конкуренция - хорошо. А партнерство - лучше