12-02-13 / 2013
Новости отрасли
По итогам прошлого года эксперты отмечают заметный рост объемов грузовых железнодорожных перевозок на территории Сибирского федеральн...

Очень успешно завершила 2012-й и компания "КузбассТрансЦемент", работающая в составе холдинга "Сибирский цемент", обеспечив перевозку 5,7 млн т грузов (+35% к 2011 г.). О направлениях деятельности и перспективах дальнейшего развития предприятия рассказывает управляющий директор компании Александр Чагаев.

Цемент не уходит на авто

- Александр Николаевич, "КузбассТрансЦемент" работает на рынке региона больше десятилетия. Насколько за этот период изменились задачи, стоящие перед компанией?

- Действительно, в прошлом году "КузбассТрансЦементу" исполнилось 11 лет. И все это время мы отвечаем за централизованную доставку продукции цементных заводов Сибирского федерального округа (СФО), прежде всего предприятий холдинга "Сибирский цемент", железнодорожным транспортом. Кроме того, компания поставляет на заводы сырье и материалы, необходимые для производства.

Сейчас в нашем распоряжении в общей сложности 2875 полувагонов и хоппер-цементовозов. Зимой, когда у строителей начинается низкий сезон и наши предприятия загружены не на полную мощность, мы успешно используем подвижной состав для перевозки сторонних грузов. Кроме того, мы предлагаем своим клиентам информационную поддержку, касающуюся дислокации их вагонов, услуги по осуществлению провозных платежей, оказываем консультации по самым различным вопросам (расчет тарифов, оформление перевозочных документов и др.).

- В 2012-м "КузбассТрансЦемент" на треть увеличил объем перевозимых грузов. С чем связан этот рост? И сможет ли предприятие сохранить положительную динамику в текущем году?

- Увеличить объем перевозок удалось прежде всего благодаря эффективной работе единого логистического центра холдинга "Сибирский цемент", который был создан на базе нашей компании. Появление этого центра позволило оптимизировать логистические схемы, выполнить все своевременно поданные заявки по отгрузке цемента и входящих грузов, снизить затраты на доставку сырья и вывоз продукции, уменьшить оборот вагонов. За счет активного внедрения новых логистических маршрутов, привлечения к работе сторонних грузоотправителей, проведения сдвоенных операций мы на 5,2% сократили долю порожнего пробега. В результате коэффициент эффективности использования вагонного парка увеличен на 5,9%. Все это дало нам возможность снизить издержки производственных предприятий холдинга и долю транспортной составляющей в цене продукта.

Кроме того, уменьшить долю транспортных расходов в себестоимости цемента помогло и расширение парка подвижного состава. В 2012 году мы приобрели 300 хоппер-цементовозов и 580 полувагонов. В 2013-м планируем закупить еще 150 хоппер-цементовозов. Уверен, это поможет нам сохранить высокие темпы развития.

- Преимущественно куда отправляются грузы "КузбассТрансЦемента"?

- Если говорить о продукции холдинга "Сибирский цемент", то ее мы доставляем в основном в регионы СФО. Незначительная доля перевозок приходится на экспорт: цементные заводы отгружают строительный материал в Казахстан, комбинат "Волна" работает с потребителями из стран Средней Азии. Как я уже говорил, зимой, при сезонном снижении спроса на цемент, мы предоставляем подвижной состав другим предприятиям. Так что наши вагоны перевозят грузы по всей сети железных дорог России и государств ближнего зарубежья.

- Насколько нам известно, в настоящее время "Сибирский цемент" активно развивает услуги по автодоставке продукции. Как это отразится на объемах, отправляемых по железной дороге вашей компанией?

- Вы правы, отгрузка продукции холдинга осуществляется авто- и железнодорожным транспортом. И в последние два года объем грузов, доставляемых на коротком плече (то есть на расстояние до 300 км) автоцементовозами, заметно вырос. Но даже сейчас, когда на рейсы вышли современные машины, доля продукции, отгруженной железнодорожным транспортом, по-прежнему остается значительной - в 2012 году этот показатель составил 71%. При этом подчеркну: решающую роль при выборе вида транспорта играют такие факторы, как расстояние и экономическая целесообразность. Например, если речь идет о доставке сырья с близлежащего карьера, намного выгоднее использовать грузовой автотранспорт или думпкары.

Предпочитаем крупных операторов

- Есть ли какие-то особенности в доставке продукции предприятий, которые обслуживает "КузбассТрансЦемент"? С какими сложностями сталкивается компания?

- Для отгрузки нашей продукции мы используем три вида вагонов: цемент, тарированный в мягкие контейнеры, доставляют полувагоны; навальный цемент - хоппер-цементовозы; цемент, фасованный в 50-килограммовые бумажные мешки, направляется потребителям в крытых вагонах. С октября по апрель - в период низкого строительного сезона - мы обеспечиваем перевозку всех грузов собственным подвижным составом. В период активных продаж вагоны "КузбассТрансЦемента" перевозят около 65-70% грузов холдинга, остальное мы доставляем с помощью других транспортных компаний, а также парка ВСП.

Еще в начале прошлого года серьезной проблемой было обеспечение обратной загрузки вагонов - мы искали способы снижения доли порожнего пробега и повышения эффективности использования транспорта. В настоящее время этот вопрос отчасти решился благодаря унификации тарифа на порожний пробег. Теперь мы можем перемещать порожние полувагоны на станции погрузки независимо от типа груза, перевезенного в них раньше. А это позволяет активнее использовать возможности попутной загрузки.

Проблемы, связанные со сроками доставки в периоды проведения путевых работ и загруженностью сети, мы решаем со службами ОАО "РЖД" в оперативном порядке.

- Вы сказали, что "КузбассТрансЦемент" использует вагоны других операторов. С какими компаниями вы сотрудничаете?

- Крытые вагоны нам предоставляют ОАО "Федеральная грузовая компания" и ОАО "ПГК", по части полувагонов мы работаем с Первой грузовой, другими операторами и парком ВСП. Организации-партнеры определяются по результатам тендеров. При этом мы отдаем предпочтение крупным компаниям со стабильной ценовой политикой. Нередко применяем практику заключения долгосрочных договоров на более выгодных условиях.

- Возникают ли в ходе этой работы какие-то проблемы?

- Единый логистический центр контролирует такие процессы, как подача заявок на предоставление подвижного состава и формирование планов по привлечению вагонов других компаний. Благодаря этому мы можем быстро реагировать на изменение ситуации и вовремя решать все возникающие проблемы. Кроме того, помогает налаженное за многие годы сотрудничество с Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Красноярским и другими филиалами ОАО "РЖД", ТЦФТО, крупными операторами и собственниками вагонов.

Большую роль играет и высокий профессионализм работников "КузбассТрансЦемента". Многие из них трудятся на предприятии со дня его основания и хорошо знают специфику цементной отрасли. И, конечно, мы поддерживаем постоянную связь со сбытовой и снабженческой структурами холдинга, его производственными активами.

- Есть ли у вас претензии к пропускной способности станций отгрузки вашей продукции?

- Сегодня "Сибирский цемент" продолжает вести реконструкцию и модернизацию фасовочных линий, развивать путевое хозяйство. Часть потребителей, как я уже говорил ранее, теперь успешно обслуживают автоцементовозы. Все это позволяет в полной мере использовать провозные возможности станций отгрузки и своевременно обеспечивать предприятия подвижным составом. Как правило, продукция одновременно отгружается в хоппер-цементовозы, полувагоны, крытые вагоны и автотранспорт, что помогает достичь максимальных показателей суточной отгрузки. Кроме того, мы смогли уменьшить количество маневровых операций на внутризаводских участках путей за счет расширения собственного вагонного парка.

ООО "КузбассТрансЦемент" создано в 2001 г. Центральный офис организации находится в Новосибирске, обособленные структурные подразделения действуют в нескольких городах Сибири. В парке подвижного состава оператора 2875 единиц - 1247 полувагонов и 1628 хоппер-цементовозов. В настоящее время его парком перевозится около 55% навального цемента в СФО.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.02.13Эффективная логистика как основа роста