11-08-11 / 2011
Новости отрасли
По итогам I полугодия грузовая работа на сети РЖД выросла на 4%

По итогам I полугодия грузовая работа на сети РЖД выросла на 4%. Этот тренд, как прогнозируют в компании, сохранится до конца 2011 года. Об основных достижениях за 6 месяцев рассказывает первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

– Вадим Николаевич, каковы основные показатели эксплуатационной работы ОАО «РЖД» в I полугодии 2011-го?

– Объем погрузки увеличился на 4%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года погружено на 23,1 млн т больше. При этом максимальный рост достигнут по строительным грузам (17,4%), железной руде (9,6%), каменному углю (1,5%) и ряду других категорий.

В то же время по некоторым номенклатурам допущено снижение отправок. В частности, речь идет о промсырье, где падение составило 11,8%. Также продолжается сокращение объемов погрузки зерна (17,6%) и уменьшение отправок лесных грузов (3,6%).

– Как изменились основные направления и динамика объемов экспортно-импортных перевозок?

– За 5 месяцев 2011 года на экспорт было перевезено 164,5 млн т грузов (29,2% от общего объема). Рост транспортировок к аналогичному периоду 2010-го составил 1%. В разрезе структуры экспорта за 5 месяцев перевозки через порты выросли на 1,8%. Ключевыми номенклатурами, обеспечившими рост, стали уголь (+3,8 млн т) и руда (+1,3 млн т). Через погранпереходы динамика увеличения составила 0,1%. Этому способствовали такие грузы, как руда (+2,7 млн т), лес (+0,9 млн т), минеральные удобрения (+0,5 млн т).

Отправка грузов на экспорт в восточном направлении в январе – июне этого года снизилась по отношению к аналогичному периоду 2010-го на 0,1%, или 52,5 тыс. т. В сравнении портов и погранпереходов погрузка в сторону Дальнего Востока по-прежнему тяготеет к морским терминалам. В частности, за 6 месяцев через погранпереходы этого направления проследовало только 26% грузов, снижение к январю – июню 2010-го достигло 20,7%. В то же время за указанный период на припортовые станции ушло 74% всех экспортных грузов, отправленных в данном направлении. Рост к аналогичному периоду 2010-го составил 8,2%. Что касается импорта, то за 5 месяцев 2011-го было перевезено 45,6 млн т импортных грузов, что на 19,5% выше уровня прошлого года. Основными государствами по отправлению данных грузов по-прежнему являются Казахстан, Украина, Китай, Беларусь. Их доли в общем объеме перевозок составляют 50, 26, 4 и 3,5% соответственно.

– А какова ситуация в сегменте транзита по итогам I полугодия?

– Максимальный уровень объемов транзитных передвижений, достигнутый в 2008-м (30,5 млн т), может быть превышен уже в текущем году. Объемы таких перевозок в I полугодии 2011-го оцениваются примерно в 14,5 млн т, что выше показателей прошлого года на 8,4%. Основу транзита традиционно составляют грузы, предназначенные для стран СНГ, преимущественно Казахстана. Почти в три раза выросли объемы транзита каменного угля, на 20% увеличилась транспортировка нефтяных грузов. При этом снизились объемы по хлебным грузам (-74%) и черным металлам (-2,1%).

– Какой прогноз можно дать на оставшийся период 2011 года? По каким номенклатурам планируется рост/падение объемов?

– Ожидается, что в II полугодии 2011-го основные тенденции в динамике погрузки в целом сохранятся. Темп прироста общего объема погрузки, как и в I полугодии, составит 4%. Соответственно, по итогам текущего года этот показатель должен вырасти относительно уровня 2010-го на 4% и составить около 1,25 млрд т. Наиболее динамичный рост предполагается по углю, коксу, руде, строительным материалам, хлебным грузам. Это объясняется как сезонными факторами, так и достаточно благоприятной рыночной конъюнктурой, которая также будет способствовать росту данных перевозок. Минерально-строительные материалы как одни из наиболее выраженных сезонных грузов, занимающие при этом почти пятую часть погрузки, обеспечат основной объем прироста в II полугодии 2011-го по отношению к уровню I полугодия. Что касается объемов перевалки нефти и нефтепродуктов, резко возросших в 2010-м в связи с вводом первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, то в II полугодии и в 2011 году в целом они останутся примерно на прошлогоднем уровне. Динамика отправок черных металлов и удобрений в 2011-м также будет характеризоваться умеренным ростом, а увеличение объемов их транспортировки за год составит порядка 3%.

В результате позитивной динамики в 2010–2011 гг. объемы передвижения угля, кокса, нефтегрузов, удобрений в текущем году превысят докризисный уровень. Тем не менее общая погрузка в 2011-м не достигнет докризисного максимума и будет примерно соответствовать уровню 2005 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru10.08.11Устойчивый рост