28-07-10 / 2010
Новости отрасли
По экспертным оценкам, доля застрахованных грузов по всем видам транспорта не превышает в нашей стране 10–12%, по железной дороге – 6%

Сложившаяся ситуация практически не меняется на протяжении многих лет, хотя, как отмечает Семён Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов", риски повреждения или полной утраты грузов в нашей стране довольно высоки.

- Семен Моисеевич, в зарубежных странах страхование перевозок считается обычной практикой, тогда как у нас это сравнительно редкое явление. Чем можно объяснить столь "пренебрежительное" отношение грузовладельцев к услугам страховщиков?

- Желанием минимизировать свои затраты и недооценкой потенциальных рисков, связанных с безопасностью перевозок. Мало того, даже при повреждении или полной утрате груза во время его транспортировки грузовладельцы далеко не всегда начинают проявлять интерес к услуге страхования. Опыт показывает, что сегодня в подавляющем большинстве случаев страхуются лишь импортно-экспортные перевозки, так как это является обязательным пунктом любого международного контракта. Внутренний рынок не столь динамичен, хотя потенциал его огромен. Традиционно договор страхования сопровождает практически все морские перевозки, транспортировку музейных ценностей, денег, драгоценных камней и металлов. Нередко полисы приобретают при отправке товаров народного потребления, которые легко похитить, а затем сбыть. Клиентами страховщиков становятся малые предприниматели, так как в отличие от крупных компаний потеря одной партии товара для них может оказаться причиной разорения бизнеса. В остальных случаях наличие полиса страхования является скорее исключением, чем правилом. И это притом, что расходы на его приобретение составляют незначительную долю в общей стоимости перевозки. Так, по железнодорожному транспорту средний тариф колеблется в пределах 0,05-0,3% в зависимости от вида груза, дальности его транспортировки, объема страхового покрытия, применения франшизы и прочих факторов.

- Что необходимо сделать для того, чтобы рынок страхования грузов все-таки заработал?

- Прежде всего, необходимо понять, что страхование грузов сегодня - это объективная необходимость. Безопасность любого вида транспорта зависит от множества факторов, в том числе состояния основных фондов, а здесь у нас, к сожалению, существуют серьезные проблемы. К примеру, по железнодорожному транспорту степень их износа приближается к 60%. Добавьте сюда повышенный уровень террористической угрозы, риски возникновения техногенных ситуаций, природных катаклизмов, которые также, на мой взгляд, являются весомыми доводами в пользу страхования грузов. С другой стороны, многие страховые компании считают, что необходима директива Минтранса или ОАО "РЖД", которая заставит грузоотправителей и экспедиторов при обретать полисы. Но мы давно отказались от советской административно-командной системы, и опыт работы ЖАСО показал, что приказами ничего не сделаешь. В этом деле необходима серьезная кропотливая работа. Зарубежный опыт подтверждает, что одним из важнейших шагов на этом пути должны стать изменения в законодательстве. В первую очередь необходимо принять закон об обязательном страховании опасных грузов, как это сделано в развитых странах. В последние годы их перевозки во внутреннем сообщении приобрели массовый характер, в том числе в связи с увеличивающимися объемами экспорта энергоресурсов. По статистике, доля опасных грузов в общем объеме составляет около 20%, треть из которых приходится на железнодорожный транспорт. При этом в качестве регламентирующих процесс нормативных документов применяются Правила пере возок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные в 1996 году, которые существенно отличаются от европейских и в целом не отвечают современным требованиям.

- Когда может быть принят закон "Об обязательном страховании рисков при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов"?

- Пока на этот вопрос сложно ответить... На состоявшейся в прошлом месяце Международной научно-практической конференции "Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий" было принято решение обратиться в Госдуму и Правительство России с просьбой об ускорении принятия закона. Однако опыт показывает, что на это могут уйти годы. А ждать мы не можем, так как введение обязательного страхования перевозок опасных, затем скоропортящихся грузов и частного подвижного состава коренным образом изменит в лучшую сторону всю систему безопасности перевозок в ОАО "РЖД".

Впрочем, ускорить решение проблемы можно. Для этого необходимо создать само регулируемую организацию (СРО) с участием перевозчиков, экспедиторов, грузовладельцев и страховых компаний, которая будет устанавливать единые правила для своих членов, в том числе касаемые обязательного страхования опасных грузов. Кроме того, можно внести дополнения к правилам перевозок опасных грузов. В них следует записать, что такие грузы должны приниматься к перевозке на железной дороге только при наличии сертификата и страхового полиса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.07.10Ничего не боятся