22-03-16 / 2016
Новости отрасли
Плюс один день февраля

За первые два месяца года объемы погрузки на сети оказались практически такими же, как и за аналогичный прошлогодний период. Однако этот уровень удалось удержать благодаря одному "дополнительному" дню високосного года – 29 февраля.

Выгодные условия для грузоотправителей способствовали в этом году заметному росту погрузки строительной номенклатуры. Среднесуточная погрузка в феврале составила примерно 3 млн 283 тыс. тонн, что на 1,3% выше плана, но на 0,6% ниже прошлогоднего результата. В лидерах по итогам февраля и двух месяцев оказалась Октябрьская дорога, где объемы погрузки превысили прошлогодние соответственно на 16,9 и 11%. С небольшим превышением результатов 2015 года в январе – феврале отработали Калининградская, Западно-Сибирская, Красноярская и Дальневосточная магистрали, примерно на уровне 2015-го – Московская, Свердловская, Южно-Уральская и Северо-Кавказская дороги, отстали Приволжская, Куйбышевская и Восточно-Сибирская. Правда, с планами января – февраля справились все без исключения дороги.

Что касается грузооборота, то с учетом пробега порожних вагонов в январе – феврале в целом по сети его удалось увеличить на 1,4% к прошлому году. Наибольший прирост наблюдался на Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорогах – соответственно на 7,2, 10,5, 8 и 6,6%. Наибольшее его падение – на Московской, Горьковской, Юго-Восточной и Куйбышевской магистралях. Отметим, что и в феврале наиболее существенная прибавка грузооборота опять же на Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорогах – на 14,6, 11,8 и 10,7%.

В разрезе номенклатурных позиций за два месяца возросла погрузка каменного угля и удобрений – на 3,1 и 6,4%, но особенно поднялись строительные грузы – на 19,3%.

Как мы уже отмечали, особенно заметный рывок в погрузке строительной номенклатуры был сделан на Московской дороге. Так, Московским филиалом ПГК перевезено этой продукции на 48% больше, чем в 2015 году. В основном это керамическая плитка, молотый известняк и строительные материалы. Причем активно росли объемы отгрузки на экспорт – почти в 6 раз, в то время как внутренние перевозки увеличились "лишь" на 11%. Положительная динамика была обусловлена предоставлением клиентам ПГК выгодных условий по транспортировке строительных грузов на фоне роста цен на автоперевозки. Как прокомментировали в ПГК, на увеличение объемов также оказали влияние рост внутреннего потребления из-за продления ипотечных программ с господдержкой и увеличение отправок керамической плитки в страны СНГ.

Среди высокодоходных грузов в феврале на сети росли химикаты и сода, цветные металлы и лом цветмета, метизы, грузы в контейнерах, но особенно заметно машины, оборудование и металлоконструкции – на 9,2 и 27,5%. Из среднедоходных отметим прирост химических и минеральных удобрений, а также лесных грузов – на 6,9 и 6%. Из низкодоходных, помимо угля и строительных, приросли руда железная и марганцевая, а также промсырье.

Так, АО "ФГК" удалось нарастить объемы перевозок железной и марганцевой руды на 28,2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Положительная динамика достигнута в основном за счет увеличения погрузки продукции одного из крупнейших производителей апатитового концентрата в России АО "Ковдорский ГОК" в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве АО "ФГК" и АО "МХК "ЕвроХим".

В прошлом месяце в ФГК вырос также объем погрузки к уровню февраля 2015 года таких грузов, как химические и минеральные удобрения, флюсы – на 55,7 и 50%, а также кокса и черных металлов.

В целом на сети в январе – феврале заметно снизилась погрузка нефтяных грузов, черных металлов, цемента и металлолома.

Что касается эксплуатационной работы, то в январе – феврале выполнено задание по основным качественным бюджетным показателям использования подвижного состава. Так, средний вес грузового поезда превысил задание на 33 тонны, а прошлогодний показатель – на 46 тонн и составил 3999 тонн. Среднесуточная производительность локомотива увеличилась к 2015 году на 43 тыс. ткм брутто и достигла 2145 тыс. ткм брутто.

Поезда шли с участковой скоростью 42,1 км/ч, что на 1,4%, или на 0,6 км/ч, выше, чем за тот же период прошлого года. Выросла также скорость доставки грузов и порожних вагонов, которая в феврале равнялась 365 км/сут., что на 10 км/сут. выше, чем в прошлом году. Однако скорость доставки груженой отправки снизилась на 1 км/сут. – до 399 км/сут., в то время как скорость доставки порожних вагонов выросла на 22 км/сут. – до 327 км/сут. В сравнении с аналогичным периодом 2015-го увеличение скорости доставки отмечено по всем категориям отправок.

В феврале удалось замедлить темпы снижения пассажирооборота – в целом до 2% к 2015 году. По итогам января – февраля отрицательная динамика составила 3,2%, а в январе – более 4%. Причем положительные сдвиги отмечены как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении. Так, в феврале скоростными поездами "Сапсан" на линии Москва – Санкт-Петербург перевезено пассажиров на 43% больше, чем в 2015 году, а по итогам 2 месяцев – на 36%. За 2 месяца в рамках программы "Дневной экспресс" на направлении Москва – Белгород пассажиропоток вырос на 28%, в сообщениях Москва – Воронеж и Москва – Смоленск соответственно на 7 и 6%.

Из событий февраля отметим торжественную встречу 15 февраля 800-тысячного пассажира скоростного поезда "Стриж" на маршруте Москва – Нижний Новгород. Всего же программой АО "ФПК" "Дневной экспресс" в январе-феврале воспользовалось свыше 1,3 млн пассажиров, что на 18% выше прошлогоднего уровня. С начала этого года дневными экспрессами был перевезен каждый восьмой пассажир, а доля таких поездок в общем объеме пассажирских перевозок возросла на четверть.

Но тенденция к снижению пассажиропотока в пригородном сообщении, к сожалению, продолжает сохраняться. Основное влияние здесь оказывают перевозки, осуществляемые пригородными пассажирскими компаниями на полигонах Московской и Октябрьской дорог, где снижение довольно существенное. И даже в условиях их заметного прироста на полигонах других восьми дорог компенсировать потери пока не удается. В ОАО "РЖД" по-прежнему многое делается для повышения качества услуг, создания предпосылок для притока новых пассажиров. Работа ведется в рамках утвержденного президентом компании 11 февраля плана мероприятий в рамках реализации программы "Год пассажира". Он рассчитан не только на 2016 год, но и на среднесрочную перспективу.

Отдел эксплуатационной работы транспорта

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.03.2016