10-10-17 / 2017
Новости отрасли
Плюс цифровизация всей сети

Сергей Горев, главный инженер Челябинского информационно-вычислительного центра Южно-Уральской дороги. За почти два века существования железнодорожного транспорта в России наша отрасль прошла через несколько этапов кардинальных преобразований, чтобы выдерживать жесткую конкуренцию с другими видами транспорта.

Переход с паровой на тепловозную и электрическую виды тяги, строительство основных магистралей и инфраструктуры, внедрение систем управления движением, создание систем электрической централизации и диспетчерского управления, технологической связи, информатизация, высокоскоростные магистрали – каждый этап становился следствием появления новых технологий. Их своевременное внедрение позволяло железнодорожному транспорту соответствовать требованиям времени, а часто и опережать их.

История учит, что останавливаться в развитии нельзя. И сегодня наступил очередной этап преобразований железнодорожной отрасли страны – реализация научно-технического проекта "Цифровая железная дорога".

Базовыми технологиями нового этапа стали телекоммуникационные и информационные технологии. Многократно возросли вычислительные мощности компьютеров, способных обрабатывать большие объемы информации, услуги недорогой качественной цифровой связи и систем спутниковой навигации ныне доступны практически в любой точке планеты. Эти технологии на глазах меняют мир, и, как следствие, успеха могут добиться только те предприятия, которые будут интегрировать их в свою деятельность.

История использования информационных технологий в РЖД и ранее в МПС насчитывает почти полвека, результат – сотни информационных систем, охватывающих практически все хозяйства. Однако эти системы разрабатывались в основном для решения узких задач, для обеспечения отдельных элементов единого технологического процесса, и, как следствие, они слабо интегрированы между собой, что значительно снижает суммарную эффективность их использования. Еще один сдерживающий фактор – низкая пропускная способность сети передачи данных, не соответствующая современным реалиям и не поддерживающая беспроводные технологии.

Функционально структура проекта "Цифровая железная дорога" разделена на три базовых сервиса: перевозки, работа с клиентами и информационные технологии. Сервис обеспечения перевозок должен интегрировать функциональность всех существующих информационных систем, которые обеспечивают работу блоков управления движением и железнодорожной инфраструктурой. Базовыми системами являются интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) и автоматизированная система управления инфраструктурой (АСУ И). Сервис работы с клиентами делится на два блока: пассажирские и грузовые перевозки. Для пассажиров уже сейчас разработаны интернет-сервис продажи электронных билетов E-Ticket, в том числе через мобильные приложения, электронное расписание движения поездов, реализуется проект обеспечения Wi-Fi в пассажирских поездах. Грузоотправителям предлагаются сервисы заключения электронного договора с использованием электронной цифровой подписи, информирования о местонахождении и состоянии груза, цифровое таможенное декларирование, сервисы обработки претензий и в дальнейшем организации полного цикла мультимодальных перевозок "от двери до двери" с привлечением внешних перевозчиков.

Сервис АСУ И обеспечит комплексную информатизацию всех внутренних технологических процессов РЖД и взаимодействие с внешними клиентами с использованием цифровых технологий. Начинается реализация проекта модернизации сети передачи данных с использованием технологии волнового спектрального уплотнения (DWDM/CWDM), построения пакетных мультисервисных сетей на основе технологии IP/MPLS.

Чтобы успешно справиться с реализацией проекта "Цифровая железная дорога", необходимы полная интеграция разрозненных информационных систем в единую структуру и создание современной телекоммуникационной среды, объединяющей стационарные и мобильные рабочие места сотрудников РЖД, а также обеспечивающей доступ внешних клиентов к сервисам холдинга.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.10.2017