26-05-18 / 2018
Новости отрасли
Пломба раздора

Новые системы контроля за перевозками грузов в странах ЕАЭС предлагают тестировать синхронно.

Казахстан не готов поддержать инициативу России об использовании электронных навигационных пломб при транзитных грузоперевозках. Для отработки технологии на железнодорожном транспорте нужна отсрочка.

Российские законодательные инициативы обсуждались на заседании президиума республиканской Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" с участием Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК). По словам генерального директора АНЭК Ильи Сегала, информация о том, что в России принимается закон о применении электронных пломб, была озвучена на общем собрании членов Евразийского союза транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО), которое проходило в марте в Белоруссии. "Для нас и белорусских коллег она стала полной неожиданностью, так как все мы находимся в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и, если затрагиваются общие интересы, тем более в транзитных перевозках, все механизмы нужно совместно отрабатывать. Мы все продекларировали, чтобы грузы из Китая и обратно перевозились с должной скоростью, и только-только организовали контейнерные отправки через Россию, Казахстан и Белоруссию, несогласованные решения этому могут помешать. Когда все согласования внутри ЕАЭС сделаны, тогда все партнеры заведомо предупреждены и транзитный груз будет проходить границу без препятствий, а задержка на пломбирование декларирована. На один вагон или контейнер нужно вешать от двух до восьми пломб, а состав состоит из 80 вагонов. Кто это сделает и кто за это заплатит? Мы все стремимся удешевлять транзитные перевозки, а так они только подорожают", – говорит Илья Сегал.

Он также отметил, что в России для отслеживания транзитных международных перевозок будут использоваться системы ГЛОНАСС, которой в республике нет, и "Платон", на разработку и внедрение которой потребовалось не менее пяти лет. "По "железке" одномоментно и в одностороннем порядке это сделать нельзя, так как необходимо решить, кто поставит, снимет и будет владельцем пломбы. Все эти вопросы нужно согласовать и, возможно, реализовать попозже, так как идея очень неплохая", – отметил представитель АНЭК.

Директор департамента логистики и перевозок НПП "Атамекен" Рустан Дженалинов считает, что вопрос нужно прорабатывать детально с участием трех сторон – госорганов, бизнеса и национальной палаты. Они должны представить свою позицию, так как реализация проекта по пломбированию вагонов несет значительную финансовую нагрузку. Кроме того, взаимодействие по транзиту России и Казахстана следует обсуждать в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Однако таких предложений ЕЭК от России пока не получала, хотя вопрос стоит гораздо шире и речь идет о системе прослеживаемости товаров на территории Евразийского экономического союза, сообщил "Гудку" директор департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержан Нурахметов.

"В конце апреля он обсуждался в Федеральной таможенной службе России с участием членов Совета ЕЭК. Говорили о том, как система будет работать, и в том числе об использовании электронных навигационных пломб на железнодорожном и автомобильном транспорте. Сошлись во мнении, что в странах союза нужно сначала отработать пилотные проекты, так как не все железнодорожные администрации к этому действительно готовы. Есть технические и организационные проблемы, связанные, к примеру, с возвратом пломб, а также финансовые вопросы. Все они, конечно, решаемы, но нужно провести пару раундов переговоров и действовать синхронно, чтобы не ущемить интересы соседей, избежать проблем и шквала жалоб, как это было с "Платоном", на то, что одна из стран приняла какие-то заградительные меры, которые осложняют прохождение товаров", – говорит Ержан Нурахметов.

Он также отметил, что на площадке ЕЭК нужно выработать общее принципиальное решение, которое будет обозначено в документах комиссии, тем более что все страны понимают необходимость принятия таких мер, как в случае с Казахстаном. Инициатором могут быть российские министерства транспорта, экономики и развития или ФТС, которые должны выразить позицию России. Технические моменты можно будет затем обсуждать на уровне железнодорожных администраций и предусмотреть, к примеру, переходный период для внедрения электронного пломбирования подвижного состава, если в этом будет необходимость. "Мы ожидаем этого предложения и готовы провести совещание отраслевых подкомитетов, в частности по железнодорожному транспорту, и консультативных, в рамках которых вопрос о применении электронных пломб будет внесен в повестку и затем рассмотрен. Но пока конкретики нет", – уточнил представитель ЕЭК.

По мнению генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, не только Казахстан, но и Россия пока не готова к использованию электронных навигационных пломб. "В экспертном сообществе этот вопрос прорабатывался. В анонсе к закону говорилось лишь только о том, что пломба позволит отслеживать вагоны по ходу следования, но это на самом деле полумера, если туда не будет вбита информация о характере груза, чтобы ее можно было использовать и таможенным, и пограничным органам. Поэтому в простом пломбировании нет необходимости, так как у нас сейчас есть все механизмы отслеживания груза через систему ЭТРАН. То есть технология в настоящее время не проработана, и вряд ли эти меры приведут к улучшению технологии перевозок. Закон, конечно, можно принять, но реализовать пока нет возможности. Мы будем вынуждены согласовывать его с соседними странами и принимать в рамках ЕАЭС", – считает Геннадий Бессонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.05.2018