07-07-18 / 2018
Новости отрасли
Плата за тару на колесах

В ряде стран "пространства 1520" ставка на предоставление грузовых вагонов еще не выведена из общего грузового тарифа железнодорожных компаний. И любое ее изменение происходит непосредственно с тарифным значением. Эксперты рынка считают такой менее рыночный подход более стабильным и предсказуемым по сравнению со свободной операторской ставкой, меняющейся под влиянием рыночных тенденций.

Реформа

Григорий Кондураке, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ГП "Железная дорога Молдовы":

– У нас в распоряжении есть инвентарный парк. Цены на его аренду мы можем устанавливать сами, однако в последние три года в связи с дефицитом подвижного состава мы не сдавали вагоны в аренду, только предоставляли их вместе с услугой перевозки. Так что арендная ставка у нас – практически несуществующий показатель. Что же касается цены предоставления вагонов – она включена в тариф на перевозку и изменится только в случае изменения тарифного значения в целом. Со своей стороны мы стараемся цены не повышать, чтобы не будоражить рынок и не увеличивать нагрузку на наших клиентов. Возможно, в будущем в рамках проведения реформы эти ставки станут вполне самостоятельными и будут изменяться под действием рыночных инструментов ценообразования, но до этого еще, к сожалению, далеко, процесс реформирования несколько затормозился. Дело в том, что вышел новый закон, переводящий Железную дорогу Молдовы из ведения Минэкономики под эгиду Агентства публичной собственности Молдовы. В связи с этим работу по ряду элементов плана реформы необходимо проводить заново.

Спрос

Серик Баймагамбетов, руководитель Департамента корпоративного развития АО "Казтемиртранс":

– С прошлого года действует решение о дерегулировании тарифов на предоставление грузового подвижного состава, и нам не приходится их согласовывать с Комитетом по регулированию естественных монополий Казахстана, мы сами можем устанавливать ставки, исходя из ситуации на рынке. Это позволяет нам проводить гибкую тарифную политику с нашими клиентами. Сейчас спрос на полувагоны как в нашей республике, так и в России, где мы также работаем, растет. Соответственно, цены на предоставление полувагонов тоже поползут вверх. До конца года средняя суточная арендная ставка для полувагонов может вырасти до 2 тыс. руб. в сутки, если переводить на российские деньги. Мы находимся в постоянном диалоге с грузоотправителями, они, в принципе, готовы к такому развитию событий, каких-то излишне негативных последствий для грузовладельцев такое повышение цен не принесет.

Стабильность

Гагик Агаджанян,

исполнительный директор Ассоциации международных перевозок Армении:

– В Армении вагоны никто не арендует. Есть железнодорожная компания – ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", в грузовой тариф которой включены и предоставление, и подача, и уборка вагонов. Тариф не волатилен и держится уже несколько лет – с небольшой поправкой на редкие и незначительные курсовые колебания швейцарского франка. Предпосылок к росту цен нет, и такая стабильность приветствуется грузовладельцами. Во многих странах ставка на предоставление вагонов – это самостоятельный рыночный ценовой параметр, однако в Армении, на мой взгляд, такой подход сейчас нецелесообразен. Потребителю услуг принципиально важны конечная цена, ее предсказуемость и желательно долгосрочность. На сегодняшний день ЮКЖД может предложить грузоотправителям прогнозируемость тарифов на длительный срок, они довольны, а значит, и менять сложившуюся систему, пожалуй, бессмысленно.

Дефицит

Мамука Талахадзе, заместитель директора Дирекции грузовых перевозок АО "Грузинская железная дорога":

– Суточная ставка на предоставление вагонов регулируется под влиянием спроса и предложения – у нас свободная рыночная экономика, государство в такие вопросы ценообразования никак не вмешивается. Ситуация на рынке постоянно меняется, но в целом картина такая – полувагонов не хватает, предложение ограничено и не может покрыть всю имеющуюся грузовую базу. В связи с этим растет спрос на подвижной состав, который тянет за собой и цены. В настоящее время можно сказать, что в течение года цены будут расти, но рост этот будет умеренным – не более 5–10%. Мы уверены, что такое изменение цен не отпугнет грузовладельцев от железной дороги, оттока грузов на альтернативные виды транспорта мы не прогнозируем.

Производство

Лейсана Коробейникова, начальник аналитического отдела ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" (ОВК):

– Парк полувагонов на сети российских железных дорог в мае-июне текущего года достиг 501 тыс. единиц, что выше уровня мая прошлого года на 5%. При этом выпуск значительно превышает списание устаревшего подвижного состава.

В мае реализация полувагонов заводами СНГ составила 3,9 тыс. единиц, тогда как списали всего 0,6 тыс. полувагонов. Ставки аренды на типовые полувагоны в июне выросли до 1,75 тыс. руб. в сутки. Снижения цен на рынке в ближайшее время не предвидится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152007.07.2018