30-01-18 / 2018
Новости отрасли
Плановая замена парка все еще оказывает влияние на активность привлечения лизингового финансирования

Тенденция роста лизингового рынка подвижного состава сохранится как минимум до начала осени 2018 года, считает генеральный директор "Альфа-Лизинга" Андрей Барков. Однако далее, по его оценкам, нельзя исключать варианта стагнации. – Андрей Владимирович, как Вы оцениваете итоги 2017 года в сфере лизинга ПС и железнодорожной техники?

– Прошлый год стал одним из самых рекордных по количеству и сумме прошедших лизинговых сделок. Это связано в первую очередь с выросшими темпами замены универсальных вагонов, однако свою роль сыграли и некоторые виды специального парка, такие как хопперы и цистерны специального назначения.

– Какие особенности и тенденции в лизинговой сфере были наиболее заметны в ушедшем году?

– В 2017-м определяющими тенденциями стали резкое сокращение и без того низкой доли сделок для ВПК и машиностроения, что обусловлено продлением и расширением международных санкций. В то же время продолжались активные закупки техники для горнодобывающей промышленности по программам субсидирования Республики Беларусь. Еще один фактор – активное обновление железнодорожного парка за счет субсидирования приобретения новых вагонов, при росте доли специализированного состава, такого как хопперы, специальные цистерны. При этом доля сделок с новым подвижным составом существенно превысила долю сделок рефинансирования текущих парков, что отличает 2017 год от ретроспективы. Ушедший год также был в целом богат на предоставление государственных субсидий, направленных на поддержание и модернизацию российского производства. Кроме вагонов в программу вошла строительная техника, грузовой транспорт, водный транспорт, легкая промышленность и т. п. Кроме того, снижение ключевой ставки ЦБ РФ подогрело аппетит игроков не только к привлечению нового финансирования, но и к рефинансированию текущих сделок. На этом фоне общий рост доходности по всем видам подвижного состава в относительном выражении превысил рост цен на вагоны, что также подтолкнуло к увеличению спроса и в итоге к дальнейшему росту цен.

– Какие главные проблемы в сфере лизинга являются наиболее актуальными на сегодняшний день?

– Во-первых, это отмена льготы по налогу на имущество на федеральном уровне с 1 января 2018 года. Во-вторых, солидное число балансодержателей подвижного состава зарегистрировано в Москве, которая, в отличие от многих регионов, льготу на уровне субъекта Федерации не ввела. Также, несмотря на многочисленные обращения в части программ предоставления субсидий, до сих пор сохраняются некомфортные для лизинговых компаний условия и требования, в ряде случае провоцирующие привлечение кредитов или покупку за счет собственных средств вместо лизинга.

– Чем, на Ваш взгляд, был обусловлен опережающий рост (+120%) в сегменте лизинга железнодорожной техники? Сохранит ли он свою динамику и в 2018году?

– Продолжающаяся плановая замена парка, несмотря на снижающиеся темпы, все еще оказывает непосредственное влияние на активность привлечения лизингового финансирования. Рост цен и ставок аренды на подвижной состав при относительно комфортной стоимости денег заставляют игроков опережающими темпами заключать контракты на постройку вагонов. А рост ставок аренды привел к тому, что ряд операторов, кэптивных крупным производственным предприятиям и холдингам, постепенно предпочитает аренде приобретение собственного парка через схему лизинга.

– Ваш прогноз развития лизингового рынка на 2018 год и последующий период?

– Полагаю, что тенденция роста лизингового рынка в сфере ПС сохранится как минимум до начала осени 2018 года, однако затем не исключена стагнация. В итоге общий прирост рынка за год может составить порядка 20–30% по отношению к 2017 году. Ситуация вокруг налога на имущество, вероятно, может переориентировать часть игроков на приобретение имущества в лизинг, отказавшись от покупки за счет собственных средств. Не исключена, однако, и обратная ситуация. Вводимые с 2019 года новые правила отчетности по стандартам МСФО, вероятно, также поспособствуют увеличению доли сделок финансового лизинга и снизят долю операционного лизинга или аренды, за исключением традиционных для операционного лизинга сегментов – авиации и автомобилей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру30.01.2018