01-07-13 / 2013
Новости отрасли
Планирование перевозок должно учитывать пропускные возможности перегонов и станций

Как следует из законов гидравлики, средняя скорость движения потока жидкости в трубе зависит от ее сечения в самом узком месте. И как ни расширяй трубу на других ее участках, толку не будет. Примерно то же самое можно сказать и о движении по железной дороге. Скорость доставки груза от отправителя до получателя зависит не от наиболее высокопропускного участка, а от самого лимитирующего. А попросту – где тонко, там и рвется.

В первую декаду мая из-за нехватки тяги было разбалансировано движение грузовых поездов по всему Восточному полигону. Проблемы с тягой начались на стыке Западно-Сибирской и Красноярской - на станциях Мариинск и Междуреченск. Для поездов, везущих уголь из Кузбасса в порты Дальнего Востока, на КрЖД стало не хватать локомотивов. Составы стали отставлять от движения. Благодаря локомотивам, передислоцированным на КрЖД с Восточно-Сибирской, "брошенные" в Мариинске и Междуреченске поезда продолжили движение на восток. Но из-за того, что локомотивов не хватало теперь уже на ВСЖД, доехав до нее, поезда стали отставляться от движения по стыкам на станциях Тайшет и Юрты.

Сложившаяся ситуация все больше напоминала "тришкин кафтан". Стоило усилить группировку локомотивов одной дороги за счет другой, как затрещал весь полигон. Волна нехватки локомотивов покатилась все дальше к Тихому океану.

Чтобы остановить ее, Центральная дирекция управления движением (ЦД) начала создавать на стыках постоянный резерв локомотивов. Возможность для этого появилась в связи с поступлением на Забайкальскую трехсекционных электровозов "Ермак". Их применение позволяло высвободить локомотивы и направить их на другие дороги, сформировав там резерв.

Но, как выяснилось на проведенном тогда же первым вице-президентом ОАО "РЖД" Вадимом Морозовым оперативном совещании, имеющихся на Восточном полигоне локомотивов было достаточно для плановых перевозок. Просто их не удалось сконцентрировать в нужном месте. Вывод: разлажена работа Центра управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) в Иркутске, курирующего весь Восточный полигон и деятельность которого до сих пор справедливо считалась образцовой.

Недальновидность проявили и сотрудники ЦД, которые своевременно не сосредоточили необходимое количество локомотивов на стыке ЗСЖД и КрЖД. В то время как там не хватало тяги, на другом краю полигона, между станциями Карымской ЗабЖД и Архарой ДВЖД, вместо плановых 295 локомотивов их скопилось более 330.

Как рассказал "Гудку" заместитель начальника Центральной дирекции управления движением по управлению локомотивами и локомотивными бригадами Артем Власенский, ситуация с обеспечением тягой КрЖД и своевременным вывозом поездов с Западно-Сибирской была оперативно стабилизирована. "Брошенные" поезда подняты. Однако остаются внутренние проблемы, которые связаны уже не только с тягой, а с рядом других причин.

В апреле и мае на КрЖД перевозки выросли на 4,5% к периоду прошлого года и на 3,8% к плану. "Ожидается дальнейшее увеличение грузопотока", - прогнозирует начальник Красноярской дирекции управления движением Олег Шаталов.

По станции Междуреченск среднесуточный прием составляет 22 поезда, что на два больше, чем в прошлом году. Именно через эту станцию проходит весь следующий на восток уголь Кузбасса.

КрЖД не один год бьет тревогу: пропускные способности участка Междуреченск - Тайшет исчерпаны. Из 64 перегонов грузонапряженного южного хода 44 - однопутные.

"Темп погрузки и поездообразования на ЗСЖД существенно превышает пропускные возможности этого участка", - подчеркивает Олег Шаталов.

Меры по развитию инфраструктуры южного хода Красноярской все-таки принимаются. Это прокладка вторых путей на перегоне Лукашевич - Кравченко, второго пути лимитирующего перегона Джебь - Щетинкино и соединительного пути Авда - Громадская для отклонения части поездов с южного хода на главный, строительство четного парка станции Абакан, расширение парков станций Ачинск, Ключи, Мариинск.

"Но сдача большинства этих объектов запланирована на 2014-2017 годы. А грузы пропускать надо уже сегодня", - констатирует Олег Шаталов.

При нормативе вместимости путевого развития КрЖД в 16 тыс. вагонов на дороге их там втрое больше.

В Красноярской дирекции управления движением подчеркивают: для беспрепятственного пропуска поездов с апреля на участке Мариинск - Юрты организованы поездки соединенных грузовых поездов массой 10-12 тыс. тонн. В мае станциями сформировано и отправлено 23 порожних поезда составностью более 120 вагонов. Со станции Красноярск-Восточный отправлено 100 поездов условной длиной более 76 вагонов. Проведено 12 соединенных поездов, средний вес которых 10,348 тыс. тонн. Станциями КрЖД пополнено 457 поездов, сформировано 714 поездов весом более 5,9 тыс. тонн.

Активно внедряется технология внутридорожных перевозок кольцевыми маршрутами, более 60% всех грузов отправляется со станций магистрали сформированными составами.

Однако есть ряд проблем, требующих системного подхода, решения на уровне Восточного полигона и ОАО "РЖД" в целом.

"Мы предлагаем включить в систему планирования не только ограничения по перерабатывающей способности станций погрузки и выгрузки, но и ограничения по пропускной способности лимитирующих участков. То есть при планировании погрузки ЗСЖД и КрЖД, обеспечении поездопотока локомотивами и определении порядка пропуска поездов на всем направлении Междуреченск - Тайшет нужно исходить из тех 24 пар грузовых поездов в сутки, которые могут быть пропущены по участку Кошурниково - Саянская", - говорит Олег Шаталов.

На КрЖД считают, что принцип инфраструктурных ограничений необходимо применять и при планировании погрузки в период интенсивного ремонта.

Как рассказал "Гудку" начальник ЦУТР Восточного полигона Андрей Баранов, для восполнения дефицита локомотивного парка на КрЖД в апреле были переданы во временную эксплуатацию пять электровозов серии ВЛ80Т, 25 электровозов серии 1,5ВЛ80С с ЗабЖД и шесть электровозов приписки ДВЖД. В результате принимаемых мер содержание электровозного парка удалось увеличить до 140 единиц в среднем в сутки на участке Мариинск - Юрты, что позволило в мае принимать на три поезда больше уровня аналогичного периода прошлого года.

Но пока, по словам начальника Красноярской дирекции тяги Сергея Богинского, эффективная эксплуатация этих машин не представляется возможной. Переданные локомотивы по решению ЦУТРа должны использоваться для развоза местных грузов на участках КрЖД.

"Однако для этих целей вполне достаточно девяти электровозов. Что делать с остальными - непонятно. Запустить их для работы на Восточном полигоне для нас проблематично, поскольку у бригад приписки Красноярской и Восточно-Сибирской дирекций тяги отсутствует навык для работы на данных сериях электровозов", - говорит Сергей Богинский.

Как результат, по его мнению, возникает эффект "засорения" инфраструктуры и неразбериха с парком тяги: при дефиците локомотивов на западном стыке данные электровозы продолжают в избытке оставаться на дороге, и их постановка под транзитные поезда по указанным выше причинам невозможна.

Кроме того, для ремонта локомотивов серий ВЛ80Т и 1,5ВЛ80С, переданных на Красноярскую с ЗабЖД и ДВЖД, в депо Боготол и Иланская отсутствует необходимое оборудование. Тогда как оставаясь на балансе ДВЖД и ЗабЖД, считают в Красноярской дирекции тяги, эти машины могли бы эффективно ремонтироваться и эксплуатироваться - в том числе с заходом на Красноярскую.

Как считают опрошенные "Гудком" эксперты, чтобы исключить дефицит электровозов на участках Красноярской, ЦУТРу Восточного полигона необходимо сделать главное - организовать работу территориальных дирекций управления движением так, чтобы обеспечить абсолютное выполнение установленных заданий ОАО "РЖД" по возврату локомотивов резервом, не допуская дисбаланса парка локомотивов. "Это будет лучше, чем передавать нам локомотивы с других дорог", - считает Сергей Богинский.

По его словам, основной причиной работы КрЖД в условиях дефицита парка электровозов грузовых серий - систематический несвоевременный возврат тягового подвижного состава с ВСЖД и ЗабЖД, а также невыполнение Восточно-Сибирской дирекцией управления движением установленных заданий компании по возврату локомотивов резервом на участки КрЖД.

Так, в апреле при плане передачи с ВСЖД 377 локомотивов резервом фактически было передано 174 электровоза (46% от задания), из них 77 единиц вернулись в неисправном состоянии (44% от всего парка переданных электровозов). Как следствие, при среднесуточной потребности электровозов грузового движения на КрЖД в 246 единиц фактически эксплуатация объединенного парка составила в апреле 221. Дефицит - 25 локомотивов, что стало причиной задержек 508 грузовых поездов на 1227 часов.

"Сегодня для стабилизации ситуации нами задействованы все внутридорожные резервы, но в масштабах одной дороги невозможно решить проблемы всего Восточного полигона", - резюмирует Олег Шаталов.

Он подчеркнул, что дорогой разработан план мероприятий, в который вошли все перечисленные выше предложения.

"Данные мероприятия согласованы с ЦД и утверждены старшим вице-президентом ОАО "РЖД" Анатолием Краснощеком. Их выполнение стабилизирует ситуацию и обеспечит выполнение установленных нормативов движения поездов", - подчеркнул Олег Шаталов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.07.13Волна к Тихому океану