28-11-19 / 2019
Новости отрасли
План работы РЖД в декабре предполагает рост погрузки на 2,9% - источник

План работы ОАО "Российские железные дороги" в декабре 2019 года предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,615 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует примерно 112,1 млн тонн в целом за месяц. В декабре 2018 г. среднесуточная погрузка составила 3,514 млн тонн. Таким образом, в следующем месяце этого года РЖД ждут роста этого показателя на 2,9%.

Как сообщалось ранее, динамика погрузки заметно "провалилась" в середине года. Если в начале года она еще была слабо положительной (в феврале - "+0,1%", 3,571 млн тонн в среднем в сутки; в марте - "+0,5%", 3,655 млн), то уже в апреле упала до "минус 1,9%" (3,57 млн тонн) при верставшемся плане в "+1,3%". В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). В июне динамика "просела" до "минус 5,4%" (3,38 млн тонн) при прогнозе в "+0,1%".

Лишь в июле погрузка вышла на прошлогодний уровень, составив 3,483 млн тонн в среднем в сутки при плане в "+0,2%". В августе рост составил 0,2% (3,515 млн тонн) при таких же ожиданиях. В сентябре погрузка увеличилась на 1% (до 3,533 млн тонн в среднем в сутки), хотя и оказалась ниже плана в "+1,7%". В октябре 1%-ная динамика роста сохранилась (3,532 млн тонн) при прогнозе увеличения на 2%. План на ноябрь установлен на уровне "+0,9-1%", говорил ранее замглавы РЖД Алексей Шило (результаты компания представит в ближайший понедельник).

Генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров в конце октября отмечал, что в течение года погрузка, в том числе, определялась факторами "черных лебедей" - "событий, которые невозможно предсказать, форс-мажора, который нельзя просчитать". Тем более, что, по словам главы РЖД, "этот год железнодорожной отрасли послал не одного, а стаи "черных лебедей".

Топ-менеджер пояснил, что под "черными лебедями", в частности, имел в виду цены на уголь на западных рынках, из-за чего перевозки в этом направлении "очень серьезно сократились". Еще одним "серьезным вызовом" он назвал стоимость металла и волатильность цен на него на мировых рынках. На его потребление, по словам Белозерова, повлияло и антидемпинговое расследование в Европе, и взаимоотношения между Америкой и Китаем. "Стоимость первичного сырья тоже была достаточно волатильна. Это рукотворные вещи, которые не спрогнозировать", - добавлял он.

Также, отмечал глава РЖД, на погрузке сказались паводки, влиявшие на трафик в дальневосточном направлении (на фоне масштабных работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей). "Прежде всего, мы решали вопрос, касающийся людей и восстановления. Все силы были брошены на это, были разработаны специальные схемы движения, чтобы своевременно доставить помощь, материалы. В ряде случаев, поскольку размыло автомобильные дороги, железная дорога была единственным видом транспорта", - отметил генеральный директор монополии.

Кроме того, свою роль сыграло "изменение собственников нефтезаводов". "Кто-то обанкротился, у кого-то заводы останавливались из-за работ по модернизации, это оказало негативное влияние на погрузку нефти. Казахстан тоже вводил ограничения на импорт нефтепродуктов", - говорил Белозеров. В целом, по оценке компании, в результате всех этих и других факторов потеряно порядка 34 млн тонн грузов, которые были изначально заложены в плане погрузки на 2019 г. (3% от объемов отправки в январе-октябре 2019 г.).

По итогам этого периода погрузка оказалась на 0,7% меньше (1,066 млрд тонн), чем за 10 месяцев 2018 г., сообщали "Российские железные дороги". В частности, на 0,5% сократилась погрузка каменного угля (до 309,1 млн тонн), на 2,6% - кокса (до 9 млн тонн), на 2% - нефти и нефтепродуктов (до 191,6 млн тонн), на 5,7% - черных металлов (до 61,3 млн тонн), на 4,2% - их лома (до 12,7 млн тонн), на 7,4% - лесных грузов (до 35,5 млн тонн), на 23,5% - зерна (до 17,1 млн тонн), на 3% - цветной руды и серного сырья (до 16,4 млн тонн), на 1,1% - химикатов и соды (до 21,6 млн тонн).

Выросла лишь погрузка железной и марганцевой руды (на 3,7%, до 99,9 млн тонн), химических и минеральных удобрений (на 3,2%, до 50,5 млн тонн), цемента (на 5,1%, до 23,2 млн тонн), строительных грузов (на 0,1%, до 106,1 млн тонн), а также промышленного сырья и формовочных материалов (на 0,4%, до 29,7 млн тонн).

В целом по 2019 г. изначально РЖД закладывали в свой прогноз рост погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой Шило, монополия видит перспективы для увеличения показателя сверх этого плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он. Между тем, осенью заявления стали чуть более осторожными, хотя цифры бюджета монополии и сохранялись на прежнем уровне. В сентябре Шило заявил, что по итогам 2019 г. "Российские железные дороги" нацелены обеспечить погрузку в объеме не ниже уровня 2018 г.

Позднее в проекте финансового плана на ближайшую трехлетку РЖД скорректировали динамику этого показателя до "+0,2%" (1,292 млрд тонн), а в середине октября, в более поздней версии документа - еще больше ухудшили прогноз погрузки на 2019 г., ожидая ее падения на 0,5% (до 1,284 млрд тонн). "Но себе ставим задачу все-таки не снизить (ее - ИФ) к предыдущему году. Полностью поддерживаем наших грузоотправителей. Если до конца года будет малейшая возможность выйти на уровень погрузки 2018 г. - мы будем к этому стремиться", - заявлял Белозеров.

При этом по 2020 г. прогнозная цифра не изменилась - 1,315 млрд тонн, что при снижении на 0,5% в 2019 г. дает рост показателя на 2,5% вместо прежних 1,8%. "На следующий год для себя пока берем объемы ДПР (долгосрочной программы развития - ИФ), которые были изначально заложены, с недобором (по 2019 г., для его возмещения - ИФ). При более благоприятных условиях постараемся выйти на эту цифру "за два года", чтобы войти в ДПР", - пояснял глава РЖД.

Говоря о том, что могло бы способствовать достижению этих показателей, он выделял ряд предпосылок. В частности, Белозеров отметил, что в 2019 г. в РФ был хороший урожай зерна. "Мы считаем, что зерно поедет", - сказал генеральный директор монополии. "Считаем, что по углю ситуация сможет немного нивелироваться по стоимости, по металлу изменится ситуация. С металлургами подписали ряд контрактов, которые нам дают определенные гарантии. Надеемся, что по бензину, нефтяным грузам ситуация также стабилизируется ", - отмечал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.11.2019