31-01-20 / 2020
Новости отрасли
План работы РЖД на февраль предполагает падение погрузки на 4,8% - источник

План работы ОАО "Российские железные дороги" в феврале 2020 года предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,4 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 98,6 млн тонн в целом за месяц. В феврале 2019 г. погрузка составила 3,572 млн тонн в среднем в сутки. Исходя из этого, в феврале текущего года она может сократиться на 4,8%.

"НАСЛЕДИЕ" ПРОШЛОГО ГОДА

Ухудшение динамики погрузки наблюдается с начала 2019 г. Тогда она заметно "провалилась" к концу I полугодия. Если в начале года - еще была слабо положительной (в феврале - +0,1%, 3,571 млн тонн в среднем в сутки; в марте - +0,5%, 3,655 млн), то уже в апреле упала до -1,9% (3,57 млн тонн) при верставшемся плане в +1,3%. В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). В июне динамика "просела" до -5,4% (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1%.

Лишь в июле погрузка вышла на прошлогодний уровень, составив 3,483 млн тонн в среднем в сутки при плане повышения на 0,2%. В числе возможных факторов восстановления называлась отмена 8%-ной надбавки на экспорт угля через порты юга страны, которая была введена летом на сравнительно непродолжительный срок, но в дальнейшем была продлена до конца года. Позднее "Российские железные дороги" сделали то же самое и на направлении в порты северо-запада РФ, однако дальнейшего продления пока не последовало.

К осени динамика начала выправляться. В августе рост погрузки составил 0,2% (3,515 млн тонн) при таких же ожиданиях. В сентябре погрузка увеличилась на 1% (до 3,533 млн тонн в среднем в сутки), хотя и оказалась ниже плана в +1,7%. В октябре 1%-ная динамика роста сохранилась (3,532 млн тонн) при прогнозе увеличения на 2%. Однако дальнейшего сохранения тенденции не произошло. На ноябрь план работы монополии был установлен с увеличением погрузки на уровне 0,9-1%. Однако по факту она сократилась на 1,7% (до 3,514 млн тонн в среднем в сутки).

В декабре показатель упал еще сильнее - на 2% (до 3,442 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 2,9%. Что окончательно "пошатнуло" и годовые показатели. Изначально "Российские железные дороги" закладывали в свой план работы на 2019 г. рост погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил в начале прошлого года замглавы монополии Алексей Шило, компания видит перспективы для увеличения показателя сверх этого прогноза. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

В начале осени заявления топ-менеджмента стали более осторожными, а позднее компания официально скорректировала финансовый план на 2019 г., заложив в прогноз падение погрузки на 0,5%. Однако ее замедление в последние месяцы года не позволило выполнить и этот план. В результате по итогам 2019 г. показатель сократился на 0,9% (до 1,278 млрд тонн).

Генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров связывал это с целым рядом факторов в течение года. В частности, падающими ценами на уголь на западных рынках, волатильностью цен на металлы на мировых рынках в связи с антидемпинговым расследованием в Европе и взаимоотношениями между Америкой и Китаем. Кроме того, отмечал глава РЖД, на погрузке сказались паводки, отразившиеся на трафике в дальневосточном направлении (на фоне масштабных работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), а также смена собственников нефтеперерабатывающих заводов.

ОСТОРОЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Между тем, с началом 2020 г. перелома в динамике погрузки по-прежнему не наблюдается. План работы "Российских железных дорог" на январь предполагал сокращение этого показателя на 3,3%. Однако по факту падение оказалось еще более глубоким. "Изначально план мы заложили с учетом того, что по некоторым позициям ситуация начнет улучшаться. На самом деле этого не произошло. По январю считаем, что будем заканчивать где-то в районе минус 5%, наверное, минус 4,9%". Связано (это - ИФ) с продолжением тех тенденций, которые были в конце 2019 г.", - заявил на днях Шило.

Правда, ожидания от 2020 г. у компании пока оптимистичные. РЖД прогнозируют рост погрузки в 2020 г. на 2,9%. "Во всех наших финансовых планах (погрузка - ИФ) сегодня заложена с ростом на 2020 г. в 2,9%. С учетом того отставания, которое мы допустили в прошлом году, у нас скорректировался прирост, который мы заложили себе на 2020 г.", - заявил на брифинге замглавы РЖД Алексей Шило.

Фактически на 2020 г. перешли "недобранные" в 2019 г. 0,4 процентных пункта, прибавившиеся к официальному прогнозу роста на 2,5%. Об этом осенью говорил и Белозеров: на 2020 г., отмечал он, компания "для себя пока берет объемы долгосрочной программы развития (ДПР - ИФ), которые были изначально заложены, с недобором" по 2019 г., для его возмещения. "При более благоприятных условиях постараемся выйти на эту цифру "за 2 года", чтобы войти в ДПР", - говорил он.

В числе предпосылок к росту погрузки в 2020 г. на 2,9% Шило выделял реализацию национальных проектов. "Все-таки достаточно большая работа была проведена в 2019 г. Подготовлена основа реализации нацпроектов", - отмечал топ-менеджер. Об этом, по его словам, в частности, свидетельствует рост погрузки строительных грузов, которая показала небольшой рост вместо ожидавшегося снижения. "Сопутствующий элемент - погрузка цемента. Прошлый год закончили с ростом на 4,7%. Ожидаем, что в 2020 г., несмотря на достаточно пессимистические прогнозы грузоотправителей по I кварталу, все-таки будет оживление", - заявлял замглавы РЖД.

"Практически любой нацпроект так или иначе будет связан с перевозкой - что поддержка агропромышленного комплекса, что строительство автомобильных безопасных дорог, что развитие инфраструктуры. Поэтому у нас по большинству номенклатуры на 2020 г. заложен рост, чтобы (выйти - ИФ) на эти 2,9%", - подчеркивал топ-менеджер.

Между тем, добавлял Шило, компания не исключает пересмотр прогноза по итогам февраля-марта на фоне "китайского фактора" и активизации национальных проектов в РФ. В частности, по его словам, в ноябре-декабре существенно сократились перевозки в Китай достаточно широкой номенклатуры грузов, в том числе леса и угля. При этом снижение связано и с тем, что рынок КНР "остывает", и с рядом регуляторных факторов.

"Если смотреть, например, ту же лесную промышленность, то уже достаточно большой объем продуктов переработки леса направлялся из Китая в США. Но в связи с введением заградительных пошлин - порядка 25% - у китайцев отпала необходимость привозить столько древесины из России. Соответственно, началось снижение перевозок леса из РФ", - отмечал замглавы монополии.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс31.01.2020