10-07-19 / 2019
Новости отрасли
Пиво просится в Сибирь

ОАО "РЖД" временно разрешило перевозить скоропортящуюся продукцию по выбору грузоотправителей в универсальных контейнерах и в крытых вагонах. По сути, компания уже сейчас разрешает применять новые правила перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге, которые вступят в силу этой зимой.

Операторы готовы перевозить скоропортящиеся продукты на особых условиях. Соответствующую телеграмму (есть в распоряжении "Гудка") заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД" по грузовой и коммерческой работе Дмитрий Горох разослал 24 июня территориальным подразделениям цнтра.

Документ разрешает до 8 декабря 2019 года, когда начнут действовать новые правила перевозки скоропортящейся продукции, заключать договоры с грузоотправителями на особых условиях. К перевозке внутри территории РФ разрешены продовольственные товары широкой номенклатуры, включая пастеризованное пиво, газированные напитки, соки, алкогольную и молочную продукцию, джемы, варенья, свежие фрукты и овощи. Всего более 55 наименований. Позже ЦФТО в связи с обращениями грузоотправителей включил в этот перечень еще ряд грузов – сухую молочную сыворотку, твердые фракции гидрогенезированных, рафинированных и дезодорированных жиров и пальмового масла.

Напомним, 10 июня Минюст России зарегистрировал приказ Министерства транспорта РФ "Об изменениях в правилах железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов". Он вступит в силу 8 декабря. Главная новация – разделение скоропортящихся грузов на две категории в зависимости от температуры заморозки и порядок их перевозки. Документ устанавливает виды скоропортящихся грузов, которые можно перевозить в подвижном составе с соблюдением температурного режима. К первой категории относятся мясо и рыба, требующие соблюдения температурного режима –18 градусов. Все остальные продуктовые грузы (например, пиво, соки, молочные продукты, овощи) относятся ко второй категории и должны перевозиться при температуре от –6 до 0 градусов. Для перевозки таких грузов по выбору грузоотправителя разрешено использовать разные виды подвижного состава – универсальные контейнеры, крытые вагоны, обитые внутри специальным материалом, изолирующим продукцию от температурных изменений, а также оборудованные холодильными установками. При этом грузоотправитель несет ответственность за качество скоропортящейся продукции, а не перевозчик.

Как ранее сообщал заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник ЦФТО Алексей Шило, РЖД поддерживают инициативу Минтранса, поскольку считают, что такой документ позволит повысить привлекательность железнодорожных перевозок наряду с автотранспортом.

"Предыдущая редакция правил перевозки скоропорта по железной дороге была не очень гибкой и предъявляла ряд жестких требований к перевозчику. К примеру, касательно определения сроков перевозки скоропортящейся продукции в том или ином типе подвижного состава. Эти правила должны быть более простыми, понятными, прозрачными, в том числе для того, чтобы некоторые виды консервированной продукции можно было возить в универсальном подвижном составе. По нашей оценке, это является удобным, поскольку поставщик имеет возможность сделать выбор, исходя из ГОСТа, по которому сделана его продукция. Условно говоря, на консервной банке отмечена температура, например, от –30 до +30 градусов. Таким образом, грузоотправитель может отгрузить товар в универсальном контейнере по соответствующему тарифу", – резюмировал Алексей Шило.

В ЦФТО также отметили, что телеграмма позволит применять новые правила перевозки скоропорта уже сейчас, в пик летнего сезона.

"Данные условия позволят снизить транспортную составляющую при перевозках скоропортящихся грузов, что положительно скажется как на себестоимости продукции для ее производителя, так и на ценовых условиях для конечного потребителя. Эти нововведения формируют конкурентоспособные условия железнодорожного транспорта с автомобильным при перевозках скоропортящихся грузов. Нет сомнений в необходимости безусловного соблюдения условий транспортировки скоропортящихся грузов в цепи поставок от производителя до конечного потребителя. Производитель, находясь в конкурентной среде, прекрасно понимает, что качественная подготовка его продукции к транспортировке (с учетом ее свойств, режима и сроков хранения) является одним из ключевых условий ее реализации конечным потребителям и залогом успешного развития его бизнеса. Каждый добропорядочный производитель стремится обеспечить качественную доставку продукта своему потребителю. Для этих целей производитель с учетом свойств товара выбирает тот подвижной состав, который безусловно обеспечит сохранность и качество перевозимого груза", – пояснили "Гудку" в ЦФТО.

В телеграмме РЖД определены особые условия перевозки в универсальных контейнерах и крытых вагонах. Транспортная и потребительская упаковка грузов должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки". Все перевозимые в вагонах или контейнерах продукты должны быть одного наименования, одинаковой даты выработки и сроком годности. Грузоотправителям также рекомендовано учитывать расчетный срок доставки, срок хранения груза, а также температуру наружного воздуха в разных климатических районах, по которым проследует подвижной состав.

"В договорах необходимо предусмотреть согласование грузоотправителем с грузополучателем условий перевозки скоропортящихся грузов, в том числе используемый вид транспортного средства (род вагона) и тип контейнера. Право железной дороги отправления расторгнуть договор перевозки груза на особых условиях в случае предъявления претензии грузоотправителя (грузополучателя) в отношении качества груза", – говорится в телеграмме РЖД.

Кроме того, как отмечается в документе, в этом случае грузоотправитель, оператор и грузополучатель будут выяснять отношения без участия железной дороги.

Грузоотправители считают предложение РЖД весьма интересным.

"На нашу продукцию есть спрос по всей стране, поэтому мы вынуждены транспортировать ее на дальние расстояния, – отметил директор по корпоративным вопросам компании Heineken в России Кирилл Болматов. – При этом логистическая цепочка тщательно продумывается с учетом климатических условий и расстояний. Наиболее популярный вид транспорта у нашей компании – автотранспорт, который отличает прогнозируемая скорость доставки и простота операций. Но с учетом масштабов нашей страны мы используем и железнодорожный транспорт для перевозки собственной продукции. У железнодорожного транспорта есть неоспоримые преимущества – доступ в удаленные регионы страны и выгодная тарификация при доставке на дальние расстояния. Поэтому нововведения мы приветствуем, они позволят расширить географию доставки нашего пива, увеличить долю железнодорожных отправок в нашем портфеле в регионы Восточной и Западной Сибири".

Пивоваренная компания "Балтика" (входит в Carlsberg Group) располагает собственным парком железнодорожных подвижных составов для транспортировки товаров, рассказал "Гудку" старший директор по логистике региона Восточная Европа Сергей Сучков. Он полностью соответствует требованиям РЖД и позволяет доставлять продукцию в любое время года в идеальных условиях, благодаря которым сохраняется высокое качество продукта.

"Мы с интересом рассмотрим соответствующее предложение РЖД по доставке грузов в универсальных крытых вагонах и универсальных контейнерах, в случае если оно поступит. Выбор транспортировки продукции между железнодорожным и автотранспортом определяется расстоянием, на которое необходимо осуществить доставку товаров. При перевозке на расстояния до 1,5–2 тыс. км компания "Балтика" использует автотранспорт. В то же время с учетом масштабов нашей страны мы часто доставляем товары компании в отдаленные регионы России по железной дороге", – уточнил Сергей Сучков.

По словам директора по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Марии Жебит, для развития этого сектора агропромышленного комплекса скорость доставки продукции также имеет значение.

"Железнодорожный транспорт может быть рассмотрен молочной индустрией как способ перевозки продукции, ориентированной на экспорт. Внутренние перевозки, как правило, имеют сравнительно короткое логистическое плечо, поэтому обслуживаются, главным образом, автотранспортом", – отметила она.

В этом направлении готовы работать со скоропортом и операторы.

"Это интересное предложение. Мы активно работаем по проекту "Агрологистика", и данное разрешение увеличивает наши возможности в этой сфере, – пояснил директор по экспедированию АО "РЖД Логистика" Антон Горбунов. – Например, сельхозпроизводители из стран Средней Азии (Узбекистан, Казахстан) весьма заинтересованы в том, чтобы перевозить в крытых вагонах арбузы, виноград, яблоки при соблюдении и ускорении сроков доставки. Обратно может пойти, к примеру, пивная продукция российских предприятий, консервированная продукция в стеклянной таре, а также привычные и уже перевозящиеся грузы, такие как пиломатериалы. Но для того, чтобы перевозки пошли, недостаточно одного этого решения. Необходимо проработать с Россельхознадзором, таможенной и пограничной службами вопрос ускоренного пропуска скоропорта, чтобы груз мог доходить не более чем за семь суток. В противном случае железной дороге будет весьма непросто конкурировать в этом сегменте с автотранспортом".

В свою очередь, начальник Департамента перевозок промышленных грузов и товаров народного потребления АО "Первая грузовая компания" Максим Тюрин отметил, что у компании есть опыт сотрудничества с "Балтикой", а также перевозок российских и казахстанских овощей, которые ранее РЖД разрешали перевозить в межсезонье в универсальном подвижном составе.

"В частности, для перевозок овощей мы специально подбирали крытые вагоны с боковыми люками, которые открывались во время перевозки, обеспечивая вентиляцию и нужный температурный режим. На наш взгляд, актуальная инициатива РЖД позволит ускорить процесс оформления и согласования соответствующих транспортных документов и существенно сэкономит время грузоотправителей", – резюмировал Максим Тюрин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.07.2019