10-09-14 / 2014
Новости отрасли
Письмо с отсрочкой

Разгорается острый спор вокруг проблемы продления срока службы цистерн. ОАО «Первая грузовая компания» ПГК инициировало внесение изменений в справочник «Модели грузовых вагонов» далее – Справочник в части продления нормативного срока службы бензиновой цистерны модели 15-1443 с нынешних 32 до 40 лет. Операторское сообщество считает, что это предложение – возврат к устаревшим стандартам по экономической эффективности и безопасности вагонов.

С соответствующей просьбой ПГК обратилась в письме к и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса России Владимиру Чепцу (есть в распоряжении «Гудка»). В нем компания аргументирует: первоначально, когда создавалась эта модель цистерны, в технических условиях завода-изготовителя было написано, что она может служить до 40 лет, и эти технические условия были утверждены Министерством тяжелого и транспортного машиностроения в 1976 году. В то же время в Справочнике указан срок службы подмоделей вагонов, выпускаемых в соответствии с техническими условиями на вагон модели 15-1443 в период с 1969 по 1982 год, – 32 года. ПГК предлагает изменить срок службы именно в Справочнике.

Оперативно предоставить комментарии о мотивах и целесообразности своего предложения в ПГК не смогли, хотя отправку письма подтвердили. Между тем операторское и экспертное сообщества считают данное предложение неоправданным.

Например, в пресс-службе крупнейшего оператора по перевозке нефтеналивных грузов «Трансойл» сказали, что инициатива выглядит странной, поскольку в этом случае вагон одной конкретной модели и конкретного производителя будет служить на 8 лет дольше остальных и установленных ГОСТов. Это, считают в компании, идет вразрез с сегодняшней тенденцией по установлению единых стандартов не только установления сроков службы вагонов, но и правил и условий их продления.

– Есть определенные сроки службы вагонов – 32 года, – говорит генеральный директор ООО «БалтТрансСервис» (входит в структуру группы Globaltrans) Владимир Прокофьев. – Думаю, они вполне обоснованны, поскольку проверены практикой. Понятно, откуда взялся этот вопрос – раньше, когда вагонов не хватало, всеми правдами и неправдами продляли срок службы, увеличивали нагрузку на вагон. Например, на полувагон увеличивали в свое время более чем на 10%. Все потому, что вагонов не хватало. На сегодня – вагонов избыток, и участники рынка ведут себя по-разному. Те, у кого парк старый – бьются за то, чтобы продлить срок службы, а у кого новый, а с ними и вагоностроители, – бьются за то, чтобы старые вагоны «порезать». Тут нужна золотая середина. Но самое главное – правила должны быть постоянными и понятными. Для всех. Я считаю, что это (предложение ПГК. – Ред.) неправильный шаг. Это не нужно – завтра придет другая компания, у которой других цистерн больше. Правила для всех должны быть одинаковыми.

Не очевидна целесообразность предложения ПГК и для руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука.

«Мы говорим о перевозке опасных грузов. И вопрос продления нормативных сроков службы вагонов определенных моделей не может обсуждаться без участия завода-производителя, – подчеркивает эксперт. – Надо понимать, что эти цистерны проектировались под совсем другие нагрузки, с течением времени нагрузки на подвижной состав существенно выросли. Объединение производителей железнодорожной техники уже делало под своей эгидой серьезные тестовые замеры нагрузок на полигоне Кузбасс – Дальний Восток. И тесты показали, что нагрузка в эксплуатации порой превышает параметры, которые учитывались при проектировке вагона. Когда речь заходит о продлении срока службы или о его пересмотре, необходимо документально обосновать, что вагон, спроектированный в прошлом веке, выдержит текущие нагрузки на подвижной состав при увеличении срока службы. По логике, учитывая возросшие нагрузки, сроки эксплуатации надо не увеличивать, а сокращать, если вагону не проводить модернизацию».

Следует отметить, что ПГК предложила внести вопрос в повестку дня 58-го заседания комиссии полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.09.2014