25-05-16 / 2016
Новости отрасли
Пилотный аукцион

АО "Федеральная грузовая компания" ФГК, 100 принадлежит ОАО "Российские железные дороги", РЖД приняло решение о размещении части своего парка на бирже RailCommerce, где грузоотправитель может заказать подвижной состав в режиме онлайн-аукциона.

Открылась первая биржа вагонов. Биржа вагонов RailCommerce является независимым инструментом онлайн-поиска и привлечения подвижного состава для грузоперевозок на всем "пространстве 1520".

ООО "Рэйл Коммерс" предлагает схему минимизации коммерческих рисков клиентов, при которой они могут заключить единый договор с электронной площадкой. Гарантия своевременного и полного выполнения обязательств возлагается и контролируется непосредственно компанией. При этом биржа может привлечь для выполнения перевозки собственный и привлеченный подвижной состав.

Как рассказали в "Рэйл Коммерс", ФГК – первый и пока единственный участник проекта под названием "Биржа вагонов".

По словам члена совета директоров "Рэйл Коммерс" Сергея Горского, ФГК разместила на "Бирже вагонов" 1 тыс. единиц универсальных полувагонов.

"Со стороны ФГК предоставляются лоты, которые в пилотном режиме уже размещены на нашей площадке, – это 10 лотов по 100 вагонов каждый, – отметил Сергей Горский. – При этом победитель сможет заказать большее или меньшее количество вагонов в пределах 20% от номинала лота (то есть от 80 до 120 вагонов)". Вагоны можно будет использовать в следующем календарном месяце, то есть торги в мае ведутся за вагоны, которые можно будет использовать в июне. ФГК по ним уже выставила минимально допустимую цену, с которой начнутся торги на повышение.

По словам первого заместителя генерального директора ФГК Виктора Вороновича, целью электронной торговой площадки является формирование рыночного уровня стоимости услуг по предоставлению вагонов с глубиной до одного года. В дальнейшем ФГК планирует использовать результаты торгов в долгосрочном формульном ценообразовании на услуги по предоставлению подвижного состава.

В свою очередь, управляющий директор "Рэйл Коммерс" Дмитрий Класс надеется, что многие собственники вагонов оценят преимущества работы на бирже в виде сокращения порожнего пробега, возможности прямого контакта с грузовладельцами и расширения рынков сбыта.

Пилотные торги полувагонами ФГК на бирже вагонов RailCommerce состоялись 16-19 мая. Согласно информации, размещенной на сайте биржи, по результатам торгов определено пять компаний-победителей. По три лота выиграли ООО "ТранСибУрал" и ООО "Торговый дом "Москва", два лота – ООО "ТНК", ООО "ТрансГруз" и ООО "Транспортные технологии" выиграли по одному лоту.

На торги зарегистрировались 74 компании, но особую активность проявляли 16 из них, подавших в совокупности свыше 70 ценовых предложений.

Представитель одной из компаний, победивших на торгах, начальник отдела организации железнодорожных перевозок "ТрансСибУрал" Максим Клименко рассказал "Гудку", что им участие в торгах понравилось: "Наша компания получила три лота. Цена высокая, но в то же время проходная. Работаем, грузимся, будем в дальнейшем участвовать в торгах биржи вагонов RailCommerce. Трудно сказать, насколько это удобнее, чем обычные способы заказа вагонов, пока это новая система".

"Нас все устроило, быстрая и оперативная работа", – отмечает менеджер компании "ТрансГруз" Наталья Саблина.

А вот генеральный директор компании "Торговый дом "Москва" Ольга Пестрецова осталась недовольна биржей по причине того, что напрямую привлекать вагоны под погрузку дешевле.

"Нам пришло официальное письмо от ФГК, в котором они предлагают гораздо более низкую цену на вагоны, в связи с чем я не вижу смысла в бирже вагонов RailCommerce. В дальнейшем наша компания принимать участия в торгах не будет", – заявила Ольга Пестрецова.

АО "СГ-транс" не принимало участия в торгах, но президент компании Сергей Калетин заявил, что они готовы воспользоваться услугами данной площадки.

"Сама по себе идея биржи вагонов кажется нам перспективной, и "СГ-транс" в целом готово воспользоваться услугами данной площадки.

Однако я хотел бы отметить, что успешность функционирования биржи будет в значительной степени зависеть от качества организации ее работы и конкретных условий сотрудничества, предлагаемых компаниям-операторам. Площадка должна быть организована на высоком уровне командой профессионалов, иметь значительную информационную поддержку и собственное качественное программное обеспечение. Условия сотрудничества с операторами должны быть максимально прозрачными и доступными, а ценовая политика биржи не оказывать негативного влияния на стоимость железнодорожных перевозок. Думаю, что соблюдение этих условий при наличии выстроенной логистики и достаточного объема торгов позволит обеспечить эффективность работы биржи вагонов".

Заместитель председателя попечительского совета НП "Гильдия экспедиторов" Алевтина Кириллова считает, что биржа вагонов – это в первую очередь информационная система.

С экономической точки зрения любая автоматизация должна снижать себестоимость предоставляемых услуг, и применение биржевых механизмов поможет оптимально распределить порожние вагоны под заказы при имеющейся инфраструктуре.

Такая биржа, будучи интегрированной с информационными системами крупных мировых игроков, станет реальной торговой площадкой, в том числе международного уровня. А это важно и для ускорения развития общего рынка транспортных услуг Евразийского экономического союза, предусмотренного нормами действующего договора ЕАЭС.

"На мой взгляд, электронная торговая площадка вагонов – это один из элементов саморегулирования, в рамках которого грузоотправители могут заключать и короткие, и долгосрочные контракты, при этом механизм определения цены будет базироваться на биржевых тенденциях, – подтверждает Алевтина Кириллова. – И чтобы такая площадка работала эффективно, в идеале нужно разработать подробные регламенты взаимодействия грузоотправителей и операторов, проанализировать, как это повлияет на модель развития перевозок в целом, а также оценить существующую нормативно-правовую базу и, возможно, внести в нее нужные изменения".

По ее словам, законодательная работа сейчас должна будет активизироваться при новом составе Госдумы РФ VII созыва, который будет определен на выборах 18 сентября текущего года. Уже началась подготовка выборного процесса, 22 мая на избирательных участках всей страны была проведена процедура предварительного голосования кандидатов партии "Единая Россия" на предстоящие выборы, в которой Алевтина Кириллова приняла официальное участие как член партии.

"Должна сказать, что впервые процедура праймериз "Единой России" проводится настолько масштабно, она была блестяще организована, отмечена высокая явка избирателей, и ее первые результаты уже показали и правильность проведения праймериз, и справедливую и конкурентную борьбу между участниками, а также выявили новых, активных, профессионально грамотных наших граждан и специалистов, достойных войти в новый состав Госдумы РФ и обеспечить ее эффективную законодательную работу в предстоящем новом созыве. Поэтому абсолютно верно сейчас начать работу электронной площадки вагонов в существующих условиях, а если нормативно-правовая база не будет соответствовать реалиям рынка, то поэтапно усовершенствовать ее в целях эффективной работы на бирже для всех участников рынка грузовых железнодорожных перевозок", – рассказала "Гудку" Алевтина Кириллова.

В настоящее время на бирже размещаются лоты на перевозку минерально-строительных грузов с четырех железных дорог с возможностью заказа полувагонов на месяц вперед. В дальнейшем торги будут идти по долгосрочным лотам, а доступные виды подвижного состава расширят.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.05.2016