16-09-14 / 2014
Новости отрасли
ПГК: приоритет - интересы грузовладельца

Оператор увеличивает спектр сервисов 11 сентября в Саратове состоялся межрегиональный круглый стол ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) с участием руководства Приволжской железной дороги, министерства промышленности и энергетики Саратовской области и руководителей предприятий Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей.

О ситуации, складывающейся на рынке грузовых железнодорожных перевозок, корреспондент "РГ" в Саратове беседует с Александром Сапроновым - исполнительным директором ПГК.

Александр Алексеевич, сегодня модно говорить про клиентоориентированность, как этот термин понимают в ПГК?

Александр Сапронов: Мы исходим из того, что грузоотправитель - ключевая фигура в перевозке грузов по железной дороге. Качество сервисного обслуживания тех, кто дает нам работу и оплачивает наши услуги, является ключевым приоритетом компании. Разрабатывая новые сервисные услуги, мы всегда думаем о том, как они должны снизить финансовую нагрузку на наших клиентов. Успешный бизнес основан на взаимовыгодном долговременном партнерстве, если он выгоден только одному партнеру - это уже не бизнес.

Насколько влияет на ситуацию с грузоперевозками нынешняя экономическая ситуация, в том числе санкции, принятые в отношении нашей страны?

Александр Сапронов: Первая грузовая компания по-прежнему перевозит 20 процентов всех грузов по российским железным дорогам. В целом не изменился и портфель клиентской базы ПГК. Наши партнеры - крупнейшие российские производители в горно-металлургическом, топливном секторах. За последние месяцы, в августе-сентябре, мы ощущаем приток спроса на подвижной состав, хотя, возможно, это сезонный фактор. Не могу говорить за всех коллег по операторскому цеху на железнодорожном транспорте, но мы в ПГК чувствуем себя достаточно уверенно.

На чем основана такая уверенность?

Александр Сапронов: Эта уверенность подкрепляется очень серьезными изменениями внутри компании. В частности, мы активно адаптируем предприятие к условиям рынка, которые в настоящее время очень жесткие.

В ПГК реализуется более 20 целевых программ, направленных на оптимизацию издержек, повышение эффективности управления активами, они охватывают различные сегменты той работы, которой мы занимаемся. У нас появляются новые продукты в сфере промышленной логистики, мы осваиваем новые рынки за пределами РФ.

В компании принята уникальная система суточного планирования, которой нет ни на одном другом транспортном предприятии: дважды в сутки мы собираем оперативную информацию по всем перегонам на железнодорожном транспорте, отслеживаем ситуацию по всем вагонам, анализируем возникающие при этом сложности и принимаем меры по их решению. Наш диспетчерский аппарат на всех уровнях взаимодействует с сотрудниками РЖД по решению тех вопросов, которые поступают от клиентов. В Москве это происходит на уровне дирекции движения РЖД, в филиалах, например Саратовском - на уровне Приволжской железной дороги и так далее - от Сахалина до Калининграда.

Чем ПГК намерена привлекать клиентов в нынешней экономической ситуации?

Александр Сапронов: Прежде всего мы занимаемся развитием сервисной составляющей. Услуги, которые мы предоставляем, и конкурентоспособная цена - основные условия расширения клиентской базы.

Мы предлагаем клиентам уникальные возможности в рамках сервисных контрактов и промышленной логистики, которые позволяют им освободиться от непрофильной деятельности, сосредоточиться на основном производстве и при этом сэкономить.

Кроме того, мы активно развиваем обратную связь с клиентами. С прошлого года у нас работает call-центр, куда поступают звонки от организаций и предприятий, которым требуется подвижной состав. Есть планы сделать этот процесс гораздо более активным, содержательным, с тем чтобы клиенты получали удовлетворение по вопросам, которые они перед нами ставят.

Федеральная грузовая компания передала свои вагоны в управлении РЖД, рассматривает ли ПГК такую возможность, каким образом такие действия могут сказаться на рынке железнодорожных перевозок, на их стоимости?

Александр Сапронов: Мы рассматриваем такую возможность, но ключевым фактором здесь является экономическая целесообразность. Необходимо, чтобы сохранился уровень тарифной нагрузки, сервиса, который сейчас имеют грузовладельцы, поскольку именно они являются главными субъектами работы транспортной системы. Грузовладелец оплачивает услуги оператора и перевозчика, он несет нагрузку, и если эта нагрузка будет расти, это не совсем правильно.

Недавно мы провели конференцию, где взвесили все "за" и "против" передачи вагонов в управление РЖД. Когда свои вагоны в управление РЖД передает ее дочерняя компания ФГК, это достаточно просто, а когда речь идет о нескольких субъектах, это совершенно другая ситуация и другие условия.

Принимаемое решение должно быть сбалансировано по всем составляющим:

тарифным, клиентским, экономическим.

Планирует ли ПГК в ближайшее время инвестировать в обновление парка вагонов?

Александр Сапронов: В настоящее время в связи со слабой экономической конъюнктурой нецелесообразно инвестировать в приобретение подвижного состава, так как вагон, который сегодня производится, имеет устаревшие потребительские свойства. В ближайшие пять-десять лет появится абсолютно другой вагон с другими параметрами. Мы работаем над этим вопросом, есть планы создания такого вагона.

В чем принципиальное отличие "другого" вагона от тех, которые наши вагоностроительные заводы выпускают сейчас?

Александр Сапронов: Этот вагон должен отвечать лучшим мировым образцам. Если говорить о полувагонах, то их грузоподъемность должна быть более 100 тонн и при этом они должны соответствовать существующей инфраструктуре. В частности, должны обязательно входить в вагоноопрокидыватели, которые установлены во всех крупных портах и предприятиях.

Большая грузоподъемность вагона выгодна всем участникам перевозочного процесса: грузоотправителям понадобится меньшее количество вагонов, а значит, снизится нагрузка на железнодорожную инфраструктуру. В целом новый вагон позволит уменьшить давление транспортной составляющей на экономику страны.

В этом году было заявлено о слиянии ПГК и Независимой транспортной компании, в чем причины этого решения, повлияет ли оно на изменение профиля бизнеса, сохранится ли бренд вашего предприятия?

Александр Сапронов: Объединение железнодорожных активов UCL Holding (международная транспортная группа Владимира Лисина, объединяет железнодорожные, портовые, судоходные, судостроительные и логистические активы. - Прим. ред.) соответствует стратегии по укреплению лидирующих позиций на рынке грузовых железнодорожных перевозок России. Консолидация управленческих функций в одном юридическом лице позволяет упростить организационную структуру, снизить административные затраты, а также повысить инвестиционную привлекательность объединенной компании.

Для решения этой задачи предстоит большая техническая работа, которой мы занимаемся, но при этом речь не идет об изменении профиля деятельности компании. Бренд ПГК, который получил известность за эти годы на рынке грузовых перевозок, также сохраняется.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета. Экономика Поволжья16.09.2014