15-06-11 / 2011
Новости отрасли
ПГК представила собственную логистическую систему управления вагонными парками - "Командор"

"Командор" поможет управлять вагонами

Первая грузовая компания представила собственную логистическую систему управления вагонными парками - "Командор". О том, как разрабатывали систему и что она умеет, "Гудку" рассказал Дмитрий Богомазов.

Дмитрий Богомазов, начальник департамента информационных технологий Первой грузовой компании

- Для чего понадобилась новая система?

- "Командор" - разработка ПГК, призванная решать основные вопросы, стоящие перед компанией-оператором. Главный из них - как организовать работу парка, чтобы достичь максимального экономического эффекта. Для этого необходимо сформировать логистические цепочки и выстроить структуру и направления гружёных и порожних вагонопотоков таким образом, чтобы разница между доходами и расходами была максимальной. Сегодня операторы работают в условиях жёсткой конкуренции, что накладывает существенные ограничения на их тарифную политику. При этом расходы на передислокацию порожнего парка составляют львиную долю затрат любого оператора. Поэтому даже относительно небольшое снижение этих расходов имеет существенное значение для оператора. Но как снизить расходы, не потеряв доходов? Как правильно отреагировать на изменение оперативной обстановки? Как учесть множество разнонаправленных факторов, влияющих на издержки компании, - необходимость подготовки вагонов на ППС и ППВ, затраты, связанные с отстоем и простоем подвижного состава? Правильно ответить на эти вопросы без использования средств автоматизации почти невозможно. "Командор" - это "арифмометр", в основе которого лежат мощные вычислительные алгоритмы, позволяющие найти оптимальные решения с учётом основных факторов, влияющих на доходность и рентабельность операторской деятельности.

Снизить логистические расходы поможет "арифмометр"

- Как работает "Командор"?

- В систему поступает информация обо всех потенциальных перевозках (откуда, куда, когда и сколько нужно перевезти грузов) с указанием соответствующего дохода оператора. Располагая информацией о возможных расходах, система формирует рекомендации - какие перевозки следует осуществлять, от каких целесообразно отказаться, какова должна быть схема передислокации порожних вагонов, а также план-график порожних и гружёных вагонопотоков на плановый период.

Данный принцип используется в системе на всех уровнях управления: при оценке привлекательности потенциальных направлений в рамках маркетинговых исследований, при планировании, когда формируется оптимальный портфель заказов, при диспетчеризации, когда принимается решение, куда направить выгрузившийся вагон.

Основное ноу-хау разработанной системы заключается в том, что удалось нелинейную по сути своей постановку задачи свести к задаче линейного программирования, решаемой с помощью стандартных математических методов.

Количество учитываемых параметров настолько велико, что их учёт представляет сложность не только для человека, но и для машины. Чем больше параметров учитывает математическая модель, тем больше времени требуется на вычисления, что зачастую противоречит оперативному характеру задач. Здесь ПГК выручила следующая "хитрость": было принято решение создать несколько взаимосвязанных уровней вычислений. Так, несколько раз в сутки решается задача максимальной сложности с учётом всех параметров, а между этими вычислениями работают алгоритмы более низких уровней, которые учитывают меньшее число параметров, поэтому вычисления выполняются быстрее. Таким образом, на верхнем уровне "Командор" формирует план передислокации вагонов в терминах потоков, а на самом нижнем уровне определяет номера конкретных вагонов и создаёт перевозочные документы в соответствии с указанным планом.

- Сколько времени потребовалось на разработку "Командора"?

- Было бы неправильно говорить о разработке системы в прошедшем времени. Потому что у нас существуют различные планы по её дальнейшему развитию. Вопросами повышения эффективности управления вагонными парками компания занимается с момента создания. Непосредственно АС"Командор" разрабатывается в течение полутора лет. В её создании задействованы самые лучшие специалисты компании: движенцы, коммерсанты, логисты, маркетологи, программисты.

Поэтапное внедрение "Командора" началось с парка платформ. С 1 февраля 2011 года система работала в тестовом режиме - "Командор" выдавал рекомендации, но окончательное решение принимал диспетчер. С 30 мая система работает в автоматическом режиме. Однако это не означает полного исключения человека. Предусмотрен ряд управляющих параметров, которые задаются специалистами.

В настоящее время завершаются подготовительные работы, связанные с переводом под управление системы парка крытых вагонов. На очереди - цистерны, и затем - остальные рода подвижного состава. Надеемся к концу года выйти на полный функционал. Показатели эффективности использования парка ПГК одни из самых лучших на рынке железнодорожных перевозок. По нашим расчётам, АС "Командор" позволит значительно улучшить достигнутые показатели и повысить конкурентоспособность, в том числе за счёт повышения технологичности взаимоотношений с клиентом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.06.11Человека не заменит