15-04-13 / 2013
Новости отрасли
ПГК предоставила владельцу деньги и гарантии

Консолидировав 100% крупнейшей в стране Первой грузовой компании, холдинг UCLH Владимира Лисина сразу начал пользоваться возможностями единственного акционера. ПГК не только поручилась по кредитам на 117 млрд руб., которые брались на ее покупку, но еще и выплатила владельцу 20 млрд руб. дивидендов. Участники рынка и эксперты считают, что деньги пойдут на расчеты по тем же кредитам и в течение четырех лет ПГК будет фактически сама за себя расплачиваться. Это ограничит инвестпрограмму компании, но на фоне профицита парка у ПГК и в стране в целом она не является критичной.

В пятницу Первая грузовая компания (ПГК), крупнейший железнодорожный оператор в России, раскрыла отчетность за 2012 год по РСБУ. Из материалов следует, что в декабре 2012 года оператор объявил дивиденды по итогам января - сентября в размере 23,35 коп. на акцию. В целом выплаты составили 20 млрд руб. В ПГК уточнили, что дивиденды получил единственный акционер - Независимая транспортная компания (НТК, входит в UCLH Владимира Лисина). Источник в ПГК добавил, что деньги были перечислены уже в декабре.

Решение о дивидендах принято после того, как 19 декабря НТК консолидировала 100% акций ПГК, выкупив блокпакет у ОАО РЖД. Монополия продала бумаги за 50 млрд руб., дивидендов за 2012 год она не получала. Накануне продажи Владимиру Лисину 75% ПГК в 2011 году ОАО РЖД получило 10,25 млрд руб. дивидендов (за первое полугодие). По итогам 2010 года дивиденды ПГК составили 10 млрд руб., 2009 года - 213 млн руб.

Зато Владимир Лисин не только сразу вернул часть стоимости пакета за счет дивидендов, но и сделал ПГК поручителем по кредитам на 117 млрд руб., которые брались на ее же приобретение. Срок обязательств - до 6 декабря 2016 года. В целом 100% ПГК обошлись господину Лисину в 175,5 млрд руб. В основном сделки финансировали Сбербанк и ВТБ (пропорция не раскрывается). Первый кредит в размере 75 млрд руб. был получен на покупку 75% оператора в 2011 году, второй (42 млрд руб.) - на консолидацию еще 25% в 2012 году. Попытка Владимира Лисина сделать ПГК поручителем по первому траншу не удалась. Вопрос выносился на собрание акционеров компании летом 2012 года. Но его не поддержало ОАО РЖД, поскольку в результате оставшийся у монополии и планировавшийся тогда к продаже пакет мог потерять в цене по разным оценкам 10-15 млрд руб. В итоге к вопросу о поручительстве Владимир Лисин вернулся лишь после консолидации 100% оператора.

При этом операционный контроль над ПГК позволил UCLH реализовать другой финансовый ход: отчетность показала, что в 2012 году компания активно размещала свободные средства на срочных депозитах сроком более трех месяцев. На 31 декабря в ВТБ таких вкладов было открыто на 19 млрд руб., в Сбербанке - на 5,4 млрд (то есть фактически на половину суммы, которую они предоставили для финансирования сделки по покупке блокпакета ПГК). А в течение 2012 года общая сумма депозитов сроком более трех месяцев достигала 51,3 млрд руб. (в 2011 году - лишь 500 млн руб.). Кроме депозитов на счетах компании было на конец 2012 года 3 млрд руб. Такой объем свободных средств компании удалось аккумулировать в том числе за счет минимальной инвестпрограммы в 2012 году. ПГК планировала потратить только на приобретение грузовых вагонов 21,35 млрд руб., но на фоне переизбытка парка на рынке сумма была уменьшена до 6,5 млрд руб. (куплено 3140 вагонов при общем парке ПГК более 190 тыс.).

Объем вкладов, говорят знакомые с ситуацией источники "Ъ", стал одной из важных причин интереса к ПГК со стороны АФК "Система", которая пыталась стать конкурентом UCLH в борьбе за блокпакет оператора. "Даже если рассматривать акции как финансовую инвестицию, она была бы очень прибыльна по причине того, что ПГК имела на счетах огромные деньги", - говорил "Ъ" в конце 2012 года высокопоставленный источник, близкий к АФК. Этим объяснялась и готовность "Системы" заплатить больше, чем UCLH. Но АФК к тендеру по акциям ПГК просто не допустили.

Один из участников рынка считает, что ПГК де факто будет через дивиденды обслуживать кредиты, взятые на покупку компании. Источник, знакомый с ситуацией в компании, подтверждает это предположение. Исходя из сроков поручительства кредиты нужно выплатить за четыре года, то есть в достаточно сжатые сроки, если не будет дополнительной реструктуризации, отмечает глава "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. В такой ситуации, по его мнению, ПГК может испытывать "определенное стеснение при формировании инвестпрограммы". "Но у компании избыток парка, она будет заниматься оптимизацией логистики, продлевать сроки эксплуатации, часть вагонов спишет", - уточняет эксперт. Если государство не введет ограничений по продлению сроков эксплуатации вагонов, добавляет он, необходимость покупать подвижной состав в больших объемах у ПГК "реально возникнет года через три".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант15.04.13Владимир Лисин перезагрузил долги