29-07-10 / 2010
Новости отрасли
ПГК предлагает РЖД создать многоуровневую систему руководства частным парком

Первая грузовая компания направила во ВНИИЖТ и РЖД концепцию комплексной модели управления приватным парком, которая должна увеличить эффективность использования инфраструктуры и повысить качество работы операторских компаний. О том, что ПГК подготовила концепцию многоуровневой системы управления парками в условиях доминирования приватных вагонов (имеется в распоряжении редакции), рассказал генеральный директор компании Салман Бабаев. "Ни для кого не секрет, что зачастую в конвенциях, забитости припортовых подходов и прочих проблемах с "пробками" на инфраструктуре винят операторские компании.

При этом перевозчик не управляет процессом доставки порожних вагонов и не обладает необходимой информацией об их передвижении. Нужно решать эту и другие проблемы и выстраивать единую систему, позволяющую использовать инфраструктуру с максимальной эффективностью", - говорит он.

В частности, ПГК предлагает РЖД в автоматическом режиме контролировать не только груженые, но и порожние вагонопотоки. Авторы концепции считают, что с операторов необходимо требовать заявки на передислокацию порожняка по аналогии с заявкой на перевозку груза, что позволит учитывать возможности инфраструктуры. "Потребовав полной публичности и прозрачности, можно будет обеспечить операторов достоверными сведениями о перевозках друг другу и подтолкнуть их к заключению взаимовыгодных контрактов, направленных на сокращение встречных пробегов путем предоставления парков друг другу", - говорится в концепции. Помимо этого, в заявке на перевозку предлагается указывать не только категорию парка - собственный или инвентарный, но и конкретного собственника (оператора) парка.

Это, по мнению Салмана Бабаева, позволит контролировать наличие согласованной квоты по вагонам при оформлении накладных на порожний парк, отправляемый в адрес грузоотправителей. "Сегодня многие операторы отправляют вагоны в адрес клиентов, не имея на это никаких оснований, устраивая заторы на подъездных путях грузоотправителей", - отмечает Салман Бабаев. Кроме этого, ПГК предлагает позволить операторам отправлять порожние вагоны не только на конкретную станцию (как это требуется сегодня), но и в так называемые зоны погрузки. "Большая длительность сроков доставки, постоянные отклонения фактических сроков от нормативных или расчетных, неритмичное предъявление грузов приводят к тому, что операторы вынуждены осуществлять подсыл вагонов с "запасом", - указывает глава ПГК. В результате вагоны простаивают у одних грузо отправителей, в то время как другие клиенты испытывают их нехватку. Отправка вагона в конкретную погрузочную зону должна будет решить эту проблему. Это потребует отмены так называемого перелома тарифа (речь идет об известном принципе - чем дальше едешь, тем дешевле, разделение пути и остановка в промежуточной точке приводят к удорожанию перевозки).

Для повышения эффективности управления вагонными парками на сети железных дорог необходимо унифицировать тарифы на порожний пробег, которые сегодня зависят от классности ранее перевозимых грузов, что зачастую заставляет операторов искать подходящую перевозку, руководствуясь другими принципами, нежели сокращение порожнего пробега. "На смену "отмывке" придет "попутная загрузка", что позволит оператору минимизировать порожний пробег, существенно сократив расходы на передислокацию", - говорится в предложении ПГК. Все эти моменты ПГК предлагает свести в единую комплексную систему управления парком, которая на основе данных грузоотправителей и операторских компаний будет прогнозировать и груженые, и порожние грузопотоки и, уже с учетом анализа этих потоков, выяснять, где существуют ограничения инфраструктуры, и предлагать альтернативные варианты.

Это должно дополняться более гибкой тарифной политикой - ПГК не исключает, что перевозчик для обеспечения более равномерной загрузки может предлагать скидки "выходного дня", "начала месяца" или даже конкретного географического направления для ускорения накопления вагонов и формирования поездов.

Представители операторского сообщества соглашаются с тем, что существующая модель управления парком РЖД требует модернизации. "То, что мы видим сейчас, - это технология работы с инвентарным парком. Ее нужно адаптировать к условиям, когда на рынке будет только приватный парк", - считает генеральный директор ОАО "Независимая транспортная компания" Александр Сапронов. По его словам, информация о порожних рейсах для операторских компаний не является коммерческой или закрытой, поэтому сделать ее публичной возможно. Однако Александр Сапронов не смог ответить на вопрос, готова ли его компания оформлять заявки на порожние вагоны. "Нужно провести расчет и дать оценку экономических последствий предложений ПГК. Более того, считаю, что вопрос о таких изменениях должен гласно обсуждаться в операторском сообществе, чтобы итоговый документ отражал интересы не только крупных, но и средних, и мелких операторов", - говорит он.

Заместитель управляющего директора ООО "Металлоинвесттранс" Хуршид Рузиев говорит, что этот оператор готов уже сегодня предоставлять заявки и на порожние вагоны. "Сейчас информацию о передислокации порожнего парка не так сложно найти на рынке, но если все это делать централизованно, то это может быть эффективно - операторы действительно смогут в каких-то случаях обмениваться парком", - полагает он. В ООО "Газпромтранс" также считают предложения ПГК "здравыми", но предлагают идти дальше и сделать возможным использовать незанятые вагоны любого оператора без заключения договора с ним. "Предлагается некий договор оферты, который подразумевает, что если мне нужен вагон, который простаивает у другого, то я беру его, отчисляю заявленную собственником стоимость аренды, а какие-то дополнительные затраты перевозчику или собственнику компенсируются из фонда, созданного на отчисления всех владельцев вагонов", - кратко излагает предложения компании один из ее представителей.

Однако пожелавший остаться неназванным источник в другой крупной операторской компании не считает, что передача частниками своего парка в оперативное управление ОАО "РЖД" на основе агентского договора и по их же, частников, заявкам является наиболее верным способом повысить эффективность управления парком.

По таким договорам операторы могут выполнять функции первичных центров клиентской работы в качестве своеобразных профклиентов РЖД. "Любые другие альтернативные модели технологического планирования отправок с участием частных операторов в ближайшем горизонте не будут внедрены в практику, так как не пройдут согласования в ЦФТО и Дирекции по управлению движением ОАО "РЖД" по причине размывания в таких моделях единого центра техпланирования", - говорит источник.

В дирекции с предложениями ПГК в целом согласны. "Мы уже неоднократно обсуждали такие предложения, как возможность посыла порожних вагонов в регион. Это приемлемо в первую очередь для погрузки угля, ведь за семь суток там действительно сложно угадать, куда надо подать вагон. Кроме этого, мы давно настаиваем на введении оформления заявок на порожние вагоны, настаиваем, чтобы собственник планировал это", - говорит начальник дирекции Алексей Миронов. По его мнению, эти комплексные меры повысят качество планирования, дисциплинируют всех участников процесса. "Это позволит РЖД эффективнее планировать подачу локомотивных бригад, графики "окон", да и использовать инфраструктуру эффективнее", - резюмирует Алексей Миронов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.07.10Бразды правления