15-09-15 / 2015
Новости отрасли
ПГК планирует отсрочить погашение остатка кредитов, привлекавшихся под ее покупку

"Первая грузовая компания" (ПГК) договаривается об отсрочке погашения кредитов, привлеченных на покупку оператора ее нынешним бенефициаром Владимиром Лисиным, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью ж/д оператора.

Как сообщалось ранее, за 100% акций ПГК подконтрольная бизнесмену "Независимая транспортная компания" (НТК) заплатила ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) 175,5 млрд руб. В частности, 75% минус 2 акции "Первой грузовой" были куплены в 2011 г. за 125,5 млрд руб., оставшаяся доля - в 2012 г. за 50 млрд руб.

На финансирование сделки были привлечены займы Сбербанка (MOEX: SBER) и ВТБ (MOEX: VTBR) на общую сумму 117 млрд руб. (75 млрд руб. - на покупку первой доли и 42 млрд руб. - второй). Средства привлекла сама НТК (тогда существовала в форме ООО, в 2013 г. была акционирована). Кредиты были взяты 27 декабря 2012 г. на срок до 6 декабря 2016 г. ПГК выступила поручителем по этим обязательствам. В дальнейшем в ходе реорганизации холдинга "Первая грузовая" была присоединена к "Независимой транспортной", то есть фактически все активы и обязательства были консолидированы в рамках объединенной структуры. Около 65% задолженности с тех пор была погашена, отметил собеседник агентства.

По словам источника "Интерфакса", у "Первой грузовой компании" "уже сейчас есть договоренности с текущими кредиторами о продлении сделки на дополнительные четыре года" и "согласованный term sheet". Компания считает, что этот вопрос будет закрыт в ближайшие несколько месяцев, добавил собеседник агентства. Параллельно оператор готов смотреть на альтернативные источники финансирования и диверсифицировать кредитный портфель, отметил источник.

Согласно материалам оператора, с которыми ознакомился "Интерфакс", в 2016 г. компании предстоит выплатить по долгам 40,6 млрд руб. Источник агентства при этом уточнил, что 30 млрд руб. из этой суммы необходимо погасить именно в декабре следующего года. На 2016 г. вообще приходится пик выплат по кредитам: в 2015 г. объем погашений - 3,7 млрд руб., в 2017-2020 гг. - 18,2 млрд руб. Кроме того, ПГК отмечает, что обязательства по текущим договорам финансового лизинга в 2015 г. составляют 2,3 млрд руб., в 2016 г. и в 2017-2020 гг. - по 2,1 млрд руб. По состоянию на 30 июня, 28% парка вагонов оператора было обременено залогом или находились в лизинге.

В то же время, компания оценивает в 44,2 млрд руб. размер доступной ликвидности. Из них 10 млрд руб. приходится на "выпуск облигаций" (как ранее сообщали источники агентства, на эту сумму оператор планирует разместить бумаги в ближайшее время, ориентировочно до конца 2015 г., уже начался премаркетинг), 25 млрд руб. - на "подтвержденные кредитные линии" и 9,2 млрд руб. - на денежные средства и их эквиваленты.

По состоянию на конец I полугодия 2015 г., чистый долг, рассчитанный по МСФО, составлял 65 млрд руб. (общий - 74 млрд руб.). Из этой суммы 91% приходится на кредиты, 9% - на финансовый лизинг. На 94% долг рублевый, на 6% - долларовый. Доля выручки в рублях - 99%.

В перспективе ПГК намерена сохранять соотношение чистого долга и EBITDA в пределах 2. По итогам 2014 г. оно составляло 2,9 (чистый долг - 73 млрд руб., общий - 80 млрд руб.), в 2013 г. - 2,6 (94 млрд руб. и 104 млрд руб., соответственно), в 2012 г. - 1,7 (106 млрд руб. и 150 млрд руб., соответственно). Фактически уровень долга с 2012 г. был сокращен более чем наполовину.

Текущий уровень долговой нагрузки компания считает "приемлемым", "несмотря на сокращение EBITDA на фоне снижения рентабельности рынка перевозок". EBITDA за последние 12 месяцев, завершившиеся 30 июня 2015 г., составляла 22,7 млрд руб. (чистый левередж - 2,9), шестью месяцами ранее - 25,2 млрд руб., выручка 86,7 млрд руб. и 91 млрд руб., операционный денежный поток - 19,1 млрд руб. и 22,6 млрд руб., соответственно. При этом, правда, в своих материалах ПГК отмечает, что "сократившиеся тарифы за порожний пробег вкупе с продолжающейся оптимизацией расходов на ремонт (на 6,4%) и оплату труда (на 9,7%) частично компенсировало падение выручки". Кроме того, оператор указывает на "умеренную инвестиционную программу", и "поступления запчастей от разделки" списываемых вагонов. Рентабельность по EBITDA - 26,2% против 27,7% годом ранее.

ПГК - крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. Помимо РФ оператор работает на Украине и в Казахстане, имеет совместное предприятие с железными дорогами Финляндии. Компания входит в UCL Rail - железнодорожный дивизион группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) Владимира Лисина. Группе принадлежит около 200 тыс. вагонов различных типов, большая часть из них - полувагоны. Помимо ж/д активов она объединяет стивидорные компании на северо-западе и юге страны и крупные российские судоходные предприятия.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.09.2015