08-10-15 / 2015
Новости отрасли
Петр Баскаков: "Основная точка роста – это транзит"

В Минске продолжает работу Белорусская транспортная неделя. Президент АО "Объединенная транспортного-логистическая компания" Петр Баскаков в кулуарах мероприятия рассказал РЖД-Партнеру о состоянии рынка контейнерных перевозок, возможных точках роста и зависимости от мировых валют.

– Какие тенденции на рынке контейнерных железнодорожных перевозок, с Вашей точки зрения, сейчас наиболее актуальны? Какие направления развития становятся определяющими?

– Необходимо понимать, что общая экономическая ситуация не позволяет сегодня говорить о росте объемов транспортировки, в том числе и по железной дороге. В настоящее время рынок контейнерных перевозок испытывает большое напряжение. Происходит снижение его объемов. Примерно мы понимаем, что объем контейнерных перевозок может быть снижен на 8–9% в этом году. Но при этом идет неплохой рост транзитных перевозок между Европой и Китаем. Именно для такого объема заготавливалась почва, объединялись вагоны, контейнеры, налаживались технологические связи, создавалась ОТЛК. Сегодня можно спокойно говорить о том, что мы стали конкурентоспособными для клиентов. У нас есть хорошие технологии, приличные скорости.

Естественно, что сейчас мы работаем над снижением собственных издержек. В первую очередь рассматриваем непроизводительность использования вагонов и контейнеров. Через наши дочерние компании мы объединяем все транзитные, экспортные и импортные перевозки, тем самым предоставляем клиенту высококачественную услугу по хорошей цене. Объединение наших технологий позволяет снизить издержки на 20–25%. Несмотря на сокращение объема контейнерных перевозок, о котором я говорил ранее, объемы наших компаний ("ТрансКонтейнера", KTZ Express) снизились только на 4–4,5%. То есть мы ощущаем на этом рынке некий подъем. Если говорить о перевозке импортных грузов из Китая в Россию как об отдельном крупном сегменте данного рынка, то здесь произошло падение на 35%. В то же время ОТЛК нарастила долю рынка. Поэтому по отношению к рынку наше падение несущественно (10–12%).

– Оказывает ли сегодня ощутимое влияние курсовая разница между рублем и основными валютами мира на формирование товарных потоков при контейнерных перевозках?

– Да, конечно, оказывает. У нас есть валовый внутренний продукт. Если он увеличивается, то объем контейнерных перевозок имеет тенденцию возрастания вдвое. В этом году мы видим снижение ВВП. Контейнерные перевозки ведут себя также (падение в 2 раза больше, чем ВВП). Безусловно, курсовая разница непосредственно связана с потребительским спросом. При падении последнего соответственно снижаются объемы закупок и потребления. Контейнерные перевозки – это в основном готовые товары, товары народного потребления, поэтому влияние мировых валют ощутимо.

– Стоит ли, по Вашему мнению, опасаться конкуренции для транзитных контейнерных перевозок по территории России со стороны проекта "Новый Шелковый путь"?

– Мы работаем на едином пространстве. Проект "Новый Шелковый путь" подразумевает перевозку грузов транзитом через Казахстан, Россию и Беларусь. У нас также есть и другие направления перевозки, например через Забайкальск – полностью по России и Беларуси. Эти направления не конкурируют между собой. ОТЛК призвана работать на всем экономическом пространстве, давая выгоду своим акционерам. Где бы ОТЛК ни заработала, и Российские железные дороги, и Казахстанские железные дороги (как акционеры) получат выгоду через дивиденды, рост бизнеса и т. д.

– Каковы дальнейшие перспективы развития контейнерных перевозок? В чем точки роста?

– Основная точка роста – это транзит. Он будет поддерживать перевозки импорта из Европы в Россию, если будет улучшаться экономическая ситуация. Сейчас все-таки сложно делать прогнозы на долгосрочную перспективу. Но если в дальнейшем будет происходить стабилизация и восстановление экономики, то мы увидим рост через транзит. Вообще, все направления между собой взаимосвязаны, поэтому именно транзит может стать толчком.

– Насколько реальной может оказаться конкуренция между контейнерными поездами и авиаперевозками?

– Авиаперевозки дороже контейнерных примерно в 2–2,5 раза. Если мы сегодня создадим качественный сервис по скорости, то сможем активно с ними конкурировать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ADVIS.ru.08.10.2015