02-02-15 / 2015
Новости отрасли
Петр Баскаков: "Масштаб имеет значение"

Осенью прошлого года была образована Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), основной целью которой станут перевозки контейнерных грузов по территории трех стран (России, Казахстана и Белоруссии), входящих в Таможенный союз, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Компания будет предлагать комплексные логистические решения, а также расширять диапазон интегрированных логистических услуг с высокой добавленной стоимостью. Президент ОТЛК, генеральный директор ПАО "ТрансКонтейнер" Петр Баскаков в своем эксклюзивном интервью, первом в новом статусе, рассказывает о целях и задачах созданной структуры.

- Петр Васильевич, на каком этапе развития находится ОТЛК? Закончилось ли формирование денежных и иных активов компании?

- Сейчас в периметре ОТЛК находятся две дочерние компании - "ТрансКонтейнер" и "РЖД Логистика" (РЖДЛ). В январе этого года в уставный фонд ОТЛК был внесен денежный вклад Белорусской железной дороги, в ближайшее время мы ожидаем оплату денежного взноса со стороны АО "НК "КТЖ". Затем, согласно плану, до 2017 года будут внесены оставшиеся профильные активы этих стран: оператор "Казтранссервис" и терминалы Достык и Алтынколь, а также оператор "Белинтертранс" и терминал в Бресте.

Можно сказать, что пока ОТЛК создана больше на бумаге. Идет первоначальный этап становления бизнес-процессов. И непосредственная деятельность начнется тогда, когда новой структуре будут переданы все запланированные ресурсы и будет внедрена единая технология управления.

- В чем будут заключаться особенности структуры и операционной деятельности новой компании?

- Операционная модель позволит исключить внутреннюю конкуренцию, а также возможное дублирование функций всех основных компаний, входящих в структуру ОТЛК. Для этого на рынке Единого экономического пространства (ЕЭП) мы создаем единую транспортно-логистическую платформу, включающую IT-инфраструктуру, систему продаж, управления активами и т. д., в рамках которой будут работать все дочерние компании. Это позволит получить мощный синергетический эффект, полностью исключив дублирование, улучшить эффективность нашей работы, а соответственно, и эффективность работы каждой из входящих в объединенную структуру компаний.

В ОТЛК мы принесем все самые лучшие технологии, разработанные и применяемые в каждой из дочерних компаний. И я уверен, что совместно мы сможем быстро (в течение года) запустить бизнес-процессы в ОТЛК и сделать суперуспешного игрока, поскольку четко знаем, как именно это осуществить. Есть менеджмент, который превратил "ТрансКонтейнер" в развитую и прибыльную компанию, есть грамотный менеджмент в РЖДЛ.

- А за счет каких механизмов планируется достигать формирования стабильного и предсказуемого сквозного тарифа и единой логистической технологии, столь необходимых для эффективной работы созданной компании?

- Успех логистического бизнеса прямо пропорционально зависит от масштаба его деятельности. И чем больше масштаб, чем большее вовлечение активов, тем выше эффективность компании.

В настоящее время большое количество направлений на рынке ЕЭП обслуживают несколько структур, отчасти конкурирующих между собой. Естественно, что в процессе выстраивания логистических схем во многих случаях не избежать порожних пробегов. В частности, сейчас активы в Белоруссии (оператор "Белинтертранс" и терминал в Бресте) работают разрозненно, сами по себе. То же самое и в Казахстане.

Но когда мы объединим все разрозненные активы в одну структуру, функционирующую по единой технологии, то получим больший масштаб деятельности, синергетический эффект, о чем я уже говорил, благодаря ускорению работы всех вовлеченных активов, их лучшей управляемости, возможности снижения непроизводительных расходов (минимизация оборота вагонов, варианты подгрузки на порожних маршрутах), а также увеличению скорости доставки грузов. Кроме того, в этот единый процесс вовлекаются и сами железнодорожные администрации, ранее так или иначе защищающие в основном интересы своих компаний. Теперь же мы можем смотреть на проблемы не в отдельно взятой стране, а совместно анализировать, какое именно направление контейнеропотока следует развивать, какие инвестиции вкладывать, где существуют узкие места. Иными словами, будем вести согласованную политику.

- Планируется ли в перспективе вовлечение в орбиту ОТЛК и других компаний? И, в частности, насколько реальна организация интермодальных перевозок из России и стран СНГ в страны Персидского залива (ОАЭ, Иран) и Индию с учетом меморандума о намерениях по сотрудничеству между АО "ОТЛК", Rais Hassan Saadi Group и Cargo & Logistics Dubai Airports, подписанного в декабре прошлого года?

- Как было сказано выше, с целью улучшения эффективности нашей деятельности и повышения конкурентоспособности мы должны максимально расширять свое присутствие на рынках стран Европы, Азии, Персидского залива и Индии, а также иметь партнеров по всем направлениям перевозок для наших клиентов.

Естественно, у нас есть много развитых маршрутов, например экспортно-импортные перевозки в/из стран АТР, Европы, перевозки внутри стран ЕЭП. Но есть и немного забытые коридоры. В частности, это перевозки из Индии. Сейчас контейнеропоток из этой страны следует через Гамбург, далее - в российские порты или через погранпереходы, а потом - автомобилями по территории России.

В рамках упомянутого меморандума как раз рассматривается возможность организации интермодальных перевозок из России и стран СНГ в страны Персидского залива и Индию. Соглашение позволит обеспечить качество и эффективность логистики мультимодальных перевозок для клиентов и совместно участвовать в реализации проектов промышленных компаний, финансовых и инвестиционных организаций между Российской Федерацией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираном и Индией.

- Весной 2014 года "ТрансКонтейнер" заявил об интересе к покупке более 50% ZSSK Cargo Intermodal, а также о том, что в случае приобретения актива словацкая "дочка" как оператор может успешно вписаться в проект ОТЛК. Каковы здесь перспективы и какой положительный эффект может принести расширение сотрудничества?

- Безусловно, мы заинтересованы в развитии нашего бизнеса на территории Европы и нам необходим надежный партнер, ведь организация транзитных, а также экспортно-импортных перевозок отнюдь не заканчивается в Бресте, нам нужно довезти эти объемы до конечных потребителей, например, в Гамбург. Поэтому, естественно, либо через партнерство, либо через владение дочерней компанией в Европе мы планируем развивать этот бизнес. Переговорный процесс ведется уже давно, и потребность в приобретении дочерней компании у нас не отпала.

Подытоживая, отмечу, что ОТЛК является одним из немногих реальных бизнес-проектов в рамках интеграционных процессов ЕЭП и единственным направленным на консолидацию инфраструктурных отраслей. Более того, я убежден, что, например, в Европе, в сфере железнодорожных перевозок, логистических компаний, подобных ОТЛК, с таким количеством активов, ресурсов и направлений перевозок, просто не существует.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру02.02.2015