28-10-15 / 2015
Новости отрасли
Петербургские паромы доплыли до кипрского суда

С оператором St.Peter Line судится литераторКак выяснил "

Ъ", акционерный конфликт в крупнейшем паромном операторе РФ St.Peter Line дошел до суда кипрской Никосии. Один из совладельцев компании, писатель Александр Потемкин, счел свои права нарушенными и требует ликвидировать компанию SC Maritime Cruises Ltd, контролирующую оператора. В St.Peter Line отказываются признавать господина Потемкина совладельцем и считают, что причина иска -- расторжение договоров аренды магазинов duty free на паромах, которыми управляла структура литератора.

О том, что совладелец St.Peter Line Александр Потемкин подал в суд кипрской Никосии иск о ликвидации SC Maritime Cruises Ltd, которой принадлежит контроль в паромном операторе, "Ъ" рассказали источники, знакомые с ситуацией. По их словам, речь идет об известном писателе Александре Потемкине. Факт подачи иска подтвердил "Ъ" представитель господина Потемкина.

В иске (копия есть у "Ъ") поясняется, что Александру Потемкину принадлежит 30% в SC Maritime Cruises, которая контролирует 50,02% акций головной структуры St.Peter Line -- кипрской Cruise and Ferry Investment Holding. Еще 70% SC Maritime Cruises были подконтрольны Inflot World Wide Cruise & Ferry, ее бенефициары не раскрываются. В сообщении представителей господина Потемкина утверждается, что в 2014 году Inflot World Wide Cruise & Ferry переуступила 70% в SC Maritime Cruises ООО "Эстафета", "аффилированной с ОАО Банк "Санкт-Петербург"". В итоге, говорится в документе, Александр Потемкин "был полностью исключен из процесса руководства бизнесом", без согласования с ним "были досрочно разорваны договоры по управлению магазинами duty free" на паромах, а "все значимые контракты на обслуживание судов были переключены" на другие структуры. Из иска следует, что господин Потемкин рассматривает вариант ликвидации SC Maritime Cruises как одно из возможных решений, в качестве альтернативы он рассчитывает через суд обязать "Эстафету" выкупить его 30% по рыночной цене.

St.Peter Line -- крупнейший оператор морских круизов в России, работает с 2010 года, обслуживает паромные линии Петербург--Хельсинки и Петербург--Хельсинки--Стокгольм--Таллин. Владеет двумя судами -- Princess Maria (1,6 тыс. пассажиров) и Princess Anastasia (2,3 тыс. пассажиров). По данным источников "Ъ", их стоимость -- €22 млн и €31 млн. По неофициальным данным, с марта 2010 года компания перевезла более 3 млн пассажиров. 23 октября St.Peter Line объявила, что планирует открыть линию Владивосток--Шанхай, объем инвестиций может составить $250 млн.

В иске поясняется, что 70% акций SC Maritime Cruises были заложены банку "Санкт-Петербург" в июле 2013 года под кредит, сумма которого не раскрывается. Залог акций подтверждает и решение совета директоров SC Maritime Cruises (копия есть у "Ъ"). По данным СПАРК, в Петербурге зарегистрировано девять ООО "Эстафета", и ни одно из них не аффилировано с банком. Но гендиректор St.Peter Line Сергей Котенев сообщил "Ъ", что суда компании также заложены в "Санкт-Петербурге". В банке "Ъ" вчера сообщили, что он "не является стороной в этом деле" (речь идет об иске).

В St.Peter Line заявили, что "компания не находится в ликвидации и не ведет активных судебных процессов". Там подчеркивают, что компания "не осуществляет сделки по привлечению кредитов, продаже или залогу судов, продаже акций, несмотря на утверждения господина Потемкина". В операторе уверяют, что SC Maritime Cruises Ltd. "не является акционером компании" St.Peter Line, а "с момента создания компании Александр Потемкин не принимал участия в руководстве" ее бизнесом. Иск писателя в St.Peter Line связывают с тем, что в 2014 году с его компанией, управлявшей магазинами duty free на паромах, были расторгнуты договоры аренды, в итоге господин Потемкин "начал открытую конфронтацию с компанией", "избрав тактику блэкмейла и шантажа". St.Peter Line рассматривает возможность подачи иска к управлявшей магазинами структуре Александра Потемкина "по факту мошенничества".

Юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры" Артем Берлин поясняет, что иск о ликвидации компании -- "крайнее возможное по корпоративному законодательству Кипра средство защиты нарушенных прав акционеров". Эксперт отмечает, что, если "истцу удастся обосновать нарушение его прав, суд рассмотрит вопрос о ликвидации", но такой иск удовлетворяется в случае, если суд сочтет ликвидацию в конкретных обстоятельствах "справедливой". "В данном случае, учитывая, что корпоративный конфликт не приводит к невозможности продолжения деятельности компании, ликвидация представляется маловероятной",-- считает он. Надежда Малышева из PortNews полагает, что суд вряд ли повлияет на операционную деятельность St.Peter Line, но это чревато репутационными рисками. Она указывает, что банк "Санкт-Петербург" владеет активами в порту Петербурга и, "очевидно, считает этот бизнес привлекательным", поэтому, скорее всего, спор завершится денежными расчетами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ28.10.2015