15-01-13 / 2013
Новости отрасли
Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов подписал распоряжение о введении Единого сетевого технологического процесса перевозок

Пока начинают работать лишь те нормы, которые не противоречат федеральным законам и нормативным актам. В Минтрансе уверяют, что работают над новыми изменениями в законодательстве.

ЕСТП устанавливает права и обязанности всех участников перевозочного процесса.

"Мы определили поле ответственности каждого из участников, перечислили все юридические лица, которые принимают участие в перевозке, выстроили грузовые и информационные потоки, - говорит один из авторов документа руководитель Центра по технологической координации ОАО "РЖД" Сергей Кобзев. - Мы увидели, кто в какой роли задействован, и исходя из этого создали ЕСТП". Это процесс перевозки в современных условиях, при которой уже нет инвентарного парка вагонов, а возможности инфраструктуры ограниченны.

В документе впервые определяются обязанности оператора подвижного состава, оговорены вопросы, связанные с планированием перевозок именно с позиции железнодорожной инфраструктуры и перевозчика, замечает Сергей Кобзев. Произведено разделение: когда действуют инфраструктурные ограничения, а когда - перевозочные. Предполагается, что грузовладелец, подавая заявку, уже имеет для этого вагон. Хотя есть возможность обратиться и к перевозчику напрямую.

"Функции перевозчика в ЕСТП описаны очень хорошо, и мы взяли на себя обязательств больше, чем возложили на кого-либо другого, - говорил на совещании по техпроцессу в ФАС в конце декабря вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев.

- Для нас все операции с вагонами становятся сдвоенными, потому что из перевозчика грузов мы превращаемся в перевозчика вагонов. По сути, для нас все равно - груженые они или порожние".

При обсуждении документа грузоотправителей и операторов особенно заботит вопрос месячного календарного планирования и штрафов, которые следуют за корректировку заявок. Однако в ЕСТП о штрафах не говорится, как не говорится и об ответственности за корректировки заявок. Корректировать их можно хоть каждый день, однако после определенной даты заявки принимаются уже на следующий месяц. Но, как отмечает Салман Бабаев, дорога может рассмотреть вопрос и вывезти груз в то же время, если рядом есть порожние вагоны и позволяют технологические возможности. Дополнительная плата взимается лишь тогда, когда грузоотправитель намерен перевезти дополнительный объем, то есть подать еще одну заявку. Кроме того, в РЖД склоняются к тому, что контейнерные перевозки нужно вывести из-под календарного планирования, поскольку возникают дополнительные технологические риски.

Еще один из приемов технологической координации: если две соседние станции способны грузить по 500 вагонов ежесуточно, но, например, на Дальний Восток можно пропустить в сутки только 800, то на одной погрузят 500 вагонов, а на второй лишь 300.

Есть ряд моментов, для введения в действие которых необходимо изменение действующего законодательства. В частности, предполагается, что заявку ГУ-12 будут согласовывать грузоотправитель, оператор и владелец пути необщего пользования. Кроме того, оператор должен подавать заранее в РЖД уведомления о порожних вагонопотоках на месяц, а грузовладелец - планы по погрузке на месяц.

Ряд положений согласовываются между участниками рынка и могут выполняться на добровольных началах. К таковым относится заключение долгосрочного договора между перевозчиком, грузовладельцем и оператором об организации перевозок. Последние могут предоставлять перевозчику вагоны и планировать с РЖД порожние грузопотоки на календарный месяц. Все необходимые изменения, которые нужно внести в законодательную базу с точки зрения РЖД, переданы в Минтранс еще летом прошлого года.

"Последняя редакция единого сетевого технологического процесса в Минтранс пока не поступала, - заявил "Гудку" директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслав Петренко. - Однако мы также участвовали в разработке этого документа, вместе с компанией проходили все развилки и в целом одобряем те подходы, которые там применяются". Как говорит Вячеслав Петренко, в министерстве работают над изменениями в законодательстве. Однако внести их нужно в том числе и в такие сложные документы, какими являются закон о железнодорожном транспорте и устав.

Как поясняет генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева, пока, до внесения изменения в законодательную базу, работа ее подразделения не претерпит существенных изменений.

Грузоотправители пока не ограничены по срокам подачи заявок, для них система непрерывного планирования, конечно, удобнее. Однако в целом по компании технологии взаимодействия между структурами будут отрабатываться именно на основе новой технологии. РЖД как раз воспользуются спадом в перевозках, чтобы отработать эти механизмы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.01.13Перевозчик вагонов