25-10-12 / 2012
Новости отрасли
Первый вице-президент компании Вадим Морозов рассказывает о взаимодействии между подразделениями холдинга

Решение тактических задач дорогами, выполняющими функции региональных центров корпоративного управления, поможет достичь стратегических целей компании

Об основных принципах выстраивания взаимодействия между подразделениями холдинга "РЖД" на территориальном уровне, а также о том, какие новые инструменты управления появляются в арсенале первых заместителей начальников железных дорог в условиях выполнения последними функций региональных центров корпоративного управления (РЦКУ), рассказывает первый вице-президент компании Вадим Морозов.

- Вадим Николаевич, какие новые требования предъявляются к начальникам дорог и их первым заместителям в новой системе управления?

- "Типовое положение о железной дороге" было утверждено президентом ОАО "РЖД" 31 июля 2012 года (№ 254). В нем сказано, что "основной задачей железной дороги в сфере корпоративного управления является корпоративная и технологическая координация работы подразделений ОАО "РЖД", осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги... в целях достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров ОАО "РЖД". На первых заместителей традиционно возлагаются задачи технологической координации работы в границах железной дороги. Это в первую очередь общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью железной дороги, организация работы по обеспечению эффективного управления и развитию производственно-технологического комплекса железной дороги, координация в этих целях работы заместителей начальника железной дороги, начальников служб, самостоятельных отделов и структурных подразделений железной дороги. Первые заместители отвечают за технологическую координацию деятельности расположенных в границах железной дороги структурных подразделений и дочерних (зависимых) обществ ОАО "РЖД" по организации эксплуатационной работы, выполнению планов перевозок и графика движения поездов, координацию эксплуатационной деятельности расположенных в границах железной дороги филиалов, территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД, координацию работы по совершенствованию единого технологического процесса и регламентов взаимодействия на региональном уровне и многое другое. Функции и полномочия руководителей железной дороги расширяются. А это означает и повышение личной ответственности руководителей за принимаемые решения. Сегодня к личным и профессиональным качествам кадров предъявляются повышенные требования. Руководители железной дороги, выполняющей функции регионального центра корпоративного управления, должны обладать полным перечнем компетенций в вопросах совершенствования системы управления, уметь выстроить систему делегирования полномочий и контроля в расширенном, корпоративном понимании. Роль первых заместителей начальников дорог в настоящий период особая, так как на них лежит вся ответственность за эффективность и стабильность единого технологического процесса в переходный период. И они являются важнейшим интегрирующим звеном новой системы управления до тех пор, пока новые принципы и механизмы взаимодействия между дирекциями не заработают в полную силу.

В свою очередь, выделение инфраструктурного хозяйства в самостоятельную вертикаль диктует необходимость отладки механизмов, обеспечивающих взаимосогласованную деятельность всех дирекций, направленную на сохранение неразрывности технологического процесса перевозок. И в этой работе первые заместители начальников дорог должны принять непосредственное участие. Они должны уметь не только реагировать на уже произошедшие сбои и прорабатывать варианты их решения, но, главное, предвидеть будущие осложнения, принимать превентивные меры. В то же время всем руководителям железной дороги, выполняющей функции регионального центра корпоративного управления, исходя из существующих норм, практик и законодательства в области корпоративного управления, принципиально важно помнить об ограниченности возможностей прямого вмешательства в хозяйственную и управленческую деятельность каждого из субъектов взаимодействия в регионе. Речь должна идти именно о координации.

- Как вы оцениваете готовность железных дорог к исполнению функций регионального центра корпоративного управления?

- Начиная с 2010 года на пилотных полигонах, а именно на Октябрьской, Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорогах, в значительной мере освоили арсенал полномочий и инструментарий для реализации функций технологической и корпоративной координации. Накопленный ими опыт постепенно перенимается другими магистралями. Так что готовность дорог к исполнению новых функций я бы оценил как достаточно высокую. Правда, до недавнего времени сложно обстояли дела с разбором нарушений технологических процессов при организации и обеспечении перевозочного процесса в регионах. Одни подразделения, чтобы не портить отношения с другими, смежными, или не беспокоить руководство, старались не поднимать возникающие вопросы и разногласия, скрывали, а не решали их, тем самым допуская рецидивы сбоев в работе. Эта ситуация существенно изменилась, когда в работу активно включились технологические службы, а позднее и их региональные группы. Эксперты-технологи стали оперативно выявлять даже незначительные отступления от действующих регламентов и централизованно давать предложения по их решению.

- На чем региональным руководителям необходимо сосредоточить свои усилия на период отладки новой системы?

- В новых условиях открываются широкие возможности использования интеллектуального потенциала и организаторского опыта начальников дорог. Руководители железной дороги с новыми функциями на своем уровне должны обеспечить методическую, организационную и информационную поддержку и мониторинг деятельности подразделений по подготовке и реализации проектов и мероприятий по повышению эффективности и развития системы управления. Кроме того, подразделениям органов управления железных дорог необходимо оптимизировать собственные процессы управления и взаимодействия с учетом их эффективности и унификации по всей сети. Начальники магистралей прошли несколько этапов в ходе наделения железной дороги функцией корпоративного управления, но чтобы не утратить ориентиры, обеспечить решение всех задач, они должны придерживаться единой логики организации своей деятельности, единой технологии взаимодействия с хозяйствующими подразделениями.

В области управления перевозочной деятельностью основой для такой логики должен стать Единый сетевой технологический процесс (см. левую верхнюю схему на стр. 5). Этот документ призван объединить все технологические процессы, реализуемые в производственном комплексе ОАО "РЖД", организовать мониторинг деятельности участников эксплуатационной работы и их взаимодействие по единому набору показателей. Он должен установить правила взаимоотношений с внешними контрагентами, прежде всего с операторами, а также выстроить технологию оперативного взаимодействия служб дорог с органами управления дирекций в регионах. Подчеркну, что начальники дорог имеют полномочия использовать не только собственные ресурсы в виде делегированных им полномочий, но и ресурсы дирекций и дочерних обществ, которые они обязаны вовлекать в работу через схемы совещательных органов и проектные механизмы. На сети уже сформирован широкий набор инструментов управления в новых условиях. В первую очередь это региональные и межрегиональные координационные советы под председательством начальников дорог, региональные оперативные комиссии и др. Именно на них сегодня решаются вопросы взаимодействия участников рынка перевозок, координации деятельности филиалов и подразделений компании на конкретной дороге. Только совместная слаженная работа территориальных подразделений филиалов при активном участии железных дорог как региональных центров корпоративного управления позволит успешно решить стоящие перед компанией задачи.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.10.12От организации к координации