06-06-24 / 2024
Новости отрасли
Первый участок ветки Решт – Астара готов к пуску

В Иране готовится к запуску первый участок железнодорожной ветки Решт – Астара, которая станет частью международного транспортного коридора Север – Юг. Однако заявленные инвестиции и сроки строительства на следующих этапах пока вызывают сомнения у экспертов.

Железная дорога Решт – Каспиан (Энзели) может быть открыта уже в ближайшее время. Об этом сообщает иранское агентство Tasnim: "Согласно предоставленной ответственными лицами статистике, прогресс достиг в марте 2024 года около 97%". По данным газеты Tehran Times, в церемонии открытия примет участие исполняющий обязанности президента Ирана Мохаммад Мохбер.

Как рассказала на сессии "Как выстроить эффективную логистику в коридоре Север – Юг", состоявшейся в рамках выставки Logistika Expo, начальник отдела международного взаимодействия и логистики АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" Наталья Задонская, физическая инфраструктура на участке Решт – Каспиан была практически готова еще месяц назад.

"Мы встречались с губернатором провинции Гилян, который отвечает за этот отрезок. По его утверждению, железная дорога построена", – говорит Наталья Задонская. Ожидался приезд президента Ирана для открытия этого участка, однако из-за гибели Раиси оно было перенесено.

Участок длиной 37 км от города Решт до порта Каспиан в свободной экономической зоне Энзели – первый этап строительства железной дороги Решт – Астара. Эта дорога в перспективе обеспечит сквозное железнодорожное движение по западной ветке МТК Север – Юг и сократит число необходимых перевалок. Соглашение о ее строительстве было подписано в мае 2023 года при участии президентов России и Ирана Владимира Путина и Эбрахима Раиси.

Инвестиции в проект оцениваются в $1,6 млрд, из которых $1,3 млрд обязалась предоставить российская сторона в виде межправительственного кредита. Между тем, судя по заявлениям иранских официальных лиц, эта сумма может в итоге значительно вырасти. Так, заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби на прошлой неделе заявил, что для завершения строительства дороги Решт – Астара требуется более $20 млрд. "Проект будет финансироваться методами внутреннего финансирования, иностранных инвестиций и бартера, и мы ведем переговоры о выделении ресурсов с помощью этих методов", – рассказал чиновник.

Одна из причин, влияющих на удорожание проекта, – необходимость выкупа большого объема земельных участков. Как рассказала "Гудку" Наталья Задонская, в районе Астары стоимость земли достигает $1 млн за гектар.

Дорога Решт – Астара – это сердцевина проекта МТК Север – Юг, говорит директор Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марат Зембатов. "Есть надежда, что инвестиции в нее не будут сильно расти во времени. Сумма будет, конечно, изменяться, но рамка должна быть четко зафиксирована", – сказал эксперт.

По словам Марата Зембатова, в Китае, если рельсы нельзя положить по земле, дорогу поднимают над землей. "С инженерной точки зрения это понятно, финансово – затратно", – отметил он.

Говоря о сроках строительства, эксперт заявил, что оно может быть закончено ближе к 2030 году. Ранее в качестве сроков окончания работ назывался 2028 год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.2024