17-01-12 / 2012
Новости отрасли
Первый шаг к реформе нефтяной отрасли: кто в проигрыше?

Правильная, по мнению Минфина России, система налогообложения нефтяной отрасли "60-66", вступившая в силу в начале октября прошлого года и встреченная участниками рынка весьма неоднозначно, в 2012-м грозит обернуться для бюджета страны значительными потерями (более 60 млрд руб.), но отказываться от нее не будут.

Введение новой системы расчета экспортных пошлин было связано прежде всего с необходимостью увеличения производства светлых нефтепродуктов и модернизации НПЗ. "Принятие режима "60-66" – первый значительный шаг, который российское правительство сделало на пути к более полной реформе налогообложения нефтяной отрасли", – говорит руководитель Московского нефтегазового центра Ernst & Young Алексей Кондрашов.

Сегодня в России множество небольших НПЗ, которым действительно требуется срочная модернизация. Однако нововведение приведет, вероятно, только к тому, что мини-заводы окажутся на грани банкротства. При этом крупные игроки никак не пострадают, а продолжат все так же вывозить нефть – они не испытывают зависимости от независимых НПЗ.

Модернизация в долгосрочной перспективе, конечно, возможна. Но только в том случае, если нефть будет поставляться на НПЗ бесперебойно. Однако аналитики указывают на главное препятствие – отсутствие в стране внутреннего рынка, что затрудняет проведение реформы.

"Операторов сегодня волнует такой факт: в 2007 году была объявлена программа модернизации заводов по глубине переработки нефтепродуктов, но практически ни одно предприятие сегодня не соответствует нужным критериям. И поэтому, что касается наших отгрузок с того же "Газпром нефтехим Салават", то мы от веерных по России перешли на перевозки в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан", – говорит Алла Федотова, генеральный директор ЗАО "Нефтетранспорт".

Полный вариант новой системы расчета “60-66-90” соответствует схеме “сырая нефть-нефтепродукты-бензин”. То есть отправка нефти за границу теперь стала дешевле на 5% (в декабре прошлого года она, к примеру, упала на $31,4). Экспорт нефтепродуктов, наоборот, дороже. Более того, ставка была унифицирована. Бензин пока не трогают – искусственное повышение реализации нефтепродуктов внутри страны должно в итоге привести к снижению цен на топливо.

Напомним, что подобные меры принимались в 2004 году, когда отрасль находилась в кризисе. Дифференциация пошлин тогда позволила поднять показатель добычи нефти на 10% и увеличить нефтепереработку на 50 млн т в год. В прошлом году Россия лидировала на мировом нефтяном рынке с показателем добычи около 510 млн т в год (это рекорд за новейшую историю страны).

Сегодняшние проблемы связаны в основном с тем, что сырая нефть уходит на “трубу”. Например, запуск в эксплуатацию магистрального нефтепровода Сковородино – Дацин снизил показатели ОАО "РЖД" по нефтеналиву на 4% (в 2010 г. по железной дороге было перевезено 15% экспортной нефти). Очевидно, что ввод дополнительных нефтепроводных мощностей будет и дальше отнимать объемы у железной дороги. Таким образом, аналитики Brunswick Rail предсказывают, что доля транспортировки сырой нефти, перевозимой по стальным магистралям, в дальнейшем снизится ровно наполовину (с 10 до 5%), нефтепродуктов – примерно на 20% (с 70 до 50–55%).

По словам одного из топ-менеджеров "Транснефти", в связи с запуском второй очереди БТС и увеличением объема экспорта на восток до 1,6 млн баррелей ежедневно (ВСТО) значительно сократится транзит по территории Украины и Белоруссии на 500 тыс. баррелей в день – пострадает при этом не только "Дружба", но и железная дорога.

Кстати, уже ощущается профицит цистерн, они продолжают дешеветь и снижают свою доходность. Однако пока ситуация не так критична. По словам начальника управления железнодорожных перевозок департамента логистики и транспорта "Роснефти" Владимира Чернюгова, профицит парка присутствует, но проблемы с цистернами не такие серьезные, как с полувагонами.

Уже сейчас очевидно, что новая система расчета приведет и к снижению экспорта мазута – вывозить его может стать невыгодно. По словам представителя Минэкономразвития Антона Жаринова, снижение достигнет планки в 5 млн т в год.

Принимая новую систему расчета, государство ставило главной целью стимулирование производства нефтепродуктов. Однако, согласно стратегии Минэнерго по развитию нефтяной отрасли до 2020 года, эти показатели либо останутся на таком же уровне, как и сейчас, либо вообще сократятся.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru16.01.12Первый шаг к реформе нефтяной отрасли: кто в проигрыше?