25-11-14 / 2014
Новости отрасли
Первый международный форум "Зеленая логистика. Идеи. Практика. Перспективы"

14 ноября 2014 года в г. Хельсинки (Финляндия) состоялся Международный форум "Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы", цели которого заключались в обмене опытом с зарубежными коллегами, совместном поиске путей развития зеленых технологий в России, а также привлечении широкого общественного интереса к этой теме. Организатором Форума выступил деловой журнал "РЖД-Партнер" (www.rzd-partner.ru).

Участники мероприятия обсуждали стратегии экологически ориентированного роста, использование механизмов регулирования и рыночных инструментов для охраны окружающей среды, а также те конкурентные преимущества, которые зеленая логистика дает отечественным компаниям на международном рынке.

В ходу выступления на форуме вице-президент ОАО "РЖД" Виктор Степов заявил, что в настоящее время актуальны новые подходы к организации логистических сервисов, базирующиеся на соблюдении экологических стандартов, и холдинг намерен их придерживаться. "В странах ЕС вопросы экологичности транспорта решаются согласно стратегическому документу - "Белой книге", - констатировал В. Степов. - Мы также последовательно реализуем "Экологическую стратегию ОАО "РЖД" на период до 2017 г. и на перспективу до 2030 г.". Планы перевозчика подтверждаются цифрами: инвестиции в охрану окружающей среды за последние три года составили более 17 млрд руб. За период с начала 2011 г. по 2014 г. объемы выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников снижены на 18%, сброса недостаточно очищенных сточных вод сокращены на 13%, использования отходов в технологических процессах и их обезвреживание на собственных площадках выросли на 51%. Техническое перевооружение инфраструктуры, модернизация подвижного состава, применение энергооптимальных графиков движения поездов, разработка безбумажных технологий документооборота являются составными частями масштабной экологической политики РЖД.

Компания внедряет инновации, направленные на бережное отношение к природе. Так, на ряде сортировочных горок используются системы снижения уровня шума, на определенных участках инфраструктуры установлены шумозащитные экраны и накладки на рельсы; вошло в практику применение устройств для возобновления энергии солнца и ветра, а также использование полимерных материалов после вторичной переработки. Кроме того, ОАО "РЖД" стало одной из первых в Европе компаний, применивших акустические системы для отпугивания животных, не нарушающие пути их естественной миграции. "Сейчас мы больше работаем на будущее, - подчеркнул В. Степов, - но когда высокие экологические требования станут общими для разных отраслей промышленности страны, мы окажемся полностью готовыми к этому".

В современном мире экологичность услуг становится основным принципом развития бизнеса, считает вице-президент VR Group Рольф Янссон. По его словам, глобальные изменения окружающей среды являются серьезным вызовом для транспортного сообщества, однако, у железнодорожников есть ответ на него. "Вопрос следует рассматривать в долгосрочной перспективе даже в кризисные периоды, когда развитие бизнеса усложняется, и компании уделяют больше внимания экономической стороне деятельности", - подчеркнул он. Финские железные дороги сделали свой выбор, и приоритеты компании отражает принятый в 2010 г. зеленый бренд. "Если экологичность услуг является серьезным аргументом для клиентов, то это дает преимущество и нам", - пояснил в свою очередь старший вице-президент по связям с общественностью и окружающей среде VR Group Отто Лехтипуу.

Тот факт, что экологичный сервис теперь многое значит для иностранных заказчиков, понимают и представители российских компаний. "Мы надеемся, что наши грузоотправители в ближайшее время тоже начнут задумываться об этом", - отметил генеральный директор ОАО "РЖД Логистика" Павел Соколов. По его мнению, переориентация бизнеса в сторону зеленой логистики неизбежна. Портфель разработок "РЖД Логистики" уже включает достаточное количество реализованных решений в этой сфере. Практика показывает, что, например, исключение из логистических схем части локомотивов или их замена на локомобиль может снизить объемы вредных выбросов в разы.

Представители других видов транспорта также озабочены вопросами экологизации услуг. Начальник отдела программ ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) по грузовым перевозкам Наталья Пироженко сообщила, что авиакомпании-члены ассоциации приняли решение к 2020 году заморозить уровень вредных выбросов, а к 2050-му снизить его на 50% за счет внедрения современных технологий. В сфере морских перевозок появились регуляторные решения: в частности, с 1 января 2015 года в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым относятся Балтийское и Северное моря, будет существенно ограничен максимальный уровень содержания этого химического элемента в судовом топливе. Есть и практика реализации экологичных инфраструктурных проектов, например, проложенный по дну Балтийского моря газопровод "Северный поток". "На этапе инвестирования банки и официальные власти разных стран представили сотни требований, которые мы должны были выполнить, несмотря на то, что порой они противоречили друг другу", - рассказал руководитель департамента экологического менеджмента Nord Stream Бруно Хельг.

Подводя итоги форума, руководитель грузового департамента Международного союза железных дорог (UIC) Миклош Копп подчеркнул, что значимость зеленой логистики сегодня бесспорна, вопрос лишь в том, как превратить ее в философию успешного бизнеса. По его мнению, эту задачу можно решить с помощью железных дорог. Поэтому, возможно, что перевод большей части грузопотоков на рельсы станет основной тенденцией развития транспортных систем стран ЕС и России в ближайшие годы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.11.2014