08-07-13 / 2013
Новости отрасли
"Первая грузовая компания" в ближайшие 2 года планирует купить 10 локомотивов

Крупнейший в РФ владелец вагонов - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина - в течение ближайших двух лет планирует приобрести 10 локомотивов, сообщили "Интерфаксу" в ПГК.

Между тем, ранее оператор предполагал уже в 2013 г. закупить до 20 бывших в эксплуатации локомотивов - в основном для обслуживания грузов ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (РТС: NLMK) (НЛМК), у которого "есть отработанные маршруты". Об этом весной заявлял генеральный директор компании Олег Букин.

Компания рассматривает возможность использовать локомотивы на ряде маршрутов - например, на перевозке железорудного сырья со Стойленского ГОКа (РТС: SGOK) на НЛМК, уточняя, что на этом маршруте "большие объемы перевозок и небольшие расстояния". "Было бы эффективно для всех, чтобы там работал закрепленный локомотив, закрепленный парк вагонов. И (ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) - ИФ) не испытывало бы проблем с дефицитом локомотивной тяги и отправкой по графику сырья, которое получает НЛМК", - говорил он.

О.Букин отмечал, что компания уже обсуждает с РЖД вопрос о разрешении курсирования своих локомотивов. Часть локомотивов планируется запустить на маршруте уже в 2013 г.

Год назад глава ПГК говорил, что в ближайшие 5 лет компания готова массово приобретать локомотивы для самостоятельных перевозок в РФ. "Мы надеемся, что (объем бизнеса - ИФ) будет большой. Мы бы покупали локомотивы сотнями", - говорил он. "На первом этапе это будут полигоны (с перевозками - ИФ) на расстояние в пределах одной железной дороги, максимум двух", - добавлял топ-менеджер.

Сейчас операторы не имеют права транспортировки подвижного состава своими же тепловозами и электровозами, лишь предоставляя вагоны грузоотправителям (хотя локомотивы есть в парке "Нефтетранссервиса", "Трансойла", групп Globaltrans и "ОТЭКО", "Газпромтранса", "Трансгаранта"). В отрасли используется схема "собственных поездных формирований", требующих разрешений от РЖД. Владельцы операторов уже несколько лет пытаются убедить власти провести либерализацию рынка тяги, но монополия активно противостоит этому.

Как сообщалось ранее, с 2013 г. в РФ планируется частично либерализовать рынок локомотивной тяги, предоставив право ж/д операторам самостоятельно оперировать своими собственными локомотивами на локальных маршрутах. Прорабатывались два варианта: 5-10-летняя монополия выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке, преимущественно в регионах (конкуренция "за маршрут") или работа ряда перевозчиков, которые будут бороться за клиентов как между собой, так и с РЖД на отдельных участках и маршрутах (конкуренция "на маршруте"). Географию и условия транспортировки до 2015 г. предполагается "последовательно развивать на основе пилотных проектов". РЖД же, как ожидалось, до 2015 г. сохранят за собой монопольное право выхода на магистральные пути.

Между тем, монополия активно противостояла этой идее. Президент РЖД Владимир Якунин еще в 2011 г. заявил, что выступает принципиально против появления "частников" на железных дорогах страны (правда, в апреле 2013 г. он заявил, что выступает за модель конкуренции независимых ж/д перевозчиков "за маршрут"). В свою очередь, министр транспорта РФ Максим Соколов в этой связи заявлял весной, что, по его мнению, решение вопроса о либерализации рынка локомотивной тяги в России займет еще 2-3 года. "Я думаю, что два-три года потребуется только для решения по данному вопросу. Пока я вижу, что в этом году мы точно не готовы принять таких решений", - говорил он, объясняя свою позицию тем, что "в начале надо полностью улучшить работу железной дороги в рамках существующей модели" и далее переходить к решению "локомотивного" вопроса. В числе основных текущих проблем министр назвал профицит вагонов на ж/д сети и несогласованность действий операторов.

ПГК - крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. Компании принадлежит более чем 190 тыс. вагонов (в том числе полувагоны, цистерны, платформы и подвижной состав других типов). Оператор работает в России и на Украине, имеет СП с железными дорогами Финляндии. Входит в ж/д холдинг UCL Rail группы UCL (всего в их парке более 209 тыс. вагонов, в том числе 112 тыс. полувагонов и 55 тыс. цистерн).

Вопрос о либерализации рынка локомотивной тяги в РФ будет обсуждаться в середине июля на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. "Будет решение распределять (эту опцию среди независимых участников рынка - ИФ) или отодвигать (решение этого вопроса - ИФ) куда-нибудь за 2015 г., а там уже куда кривая выведет", - говорил глава президиума Совета операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупных и средних владельцев вагонов), глава группы Globaltrans Сергей Мальцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.07.13"Первая грузовая компания" в ближайшие 2 года планирует купить 10 локомотивов