26-12-23 / 2023
Новости отрасли
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

За последние два года роль Международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг существенно возросла. Теперь МТК Север – Юг необходимо рассматривать как часть транспортного каркаса Евразии и вектор для формирования новой логистики континента.

МТК Север – Юг является мультимодальным маршрутом протяженностью 7,2 тыс. км, объединяющим несколько различных транспортных систем отдельных государств. Он включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта, а также морские порты на Каспийском море, в Персидском заливе, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, а также международные аэропорты.

Напомним, межправительственное соглашение о создании МТК Север – Юг было подписано в 2000 году тремя сторонами – Россией, Индией и Ираном. Позже состав стран-участниц расширился до 14. Целью реализации проекта МТК является привлечение транзита грузов из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу. В сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок.

Урок географии

Восточный маршрут МТК Север – Юг представляет собой прямое железнодорожное сообщение РФ через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана: Москва – Аксарайская – Болашак – Инче-Бурун – Бендер-Аббас. Транскаспийская ветка МТК предусматривает перевозку грузов по Каспийскому морю через порты Астрахань, Оля и до иранских портов Энзали, Амирабад, Ноушехр. Западный маршрут коридора – через Астрахань – Махачкалу – Самур в России, азербайджанские Баку и Астару, иранские Решт и Казавин с выходом в порт Бендер-Аббас и далее по морю в порты стран Персидского залива и Индии.

Отметим, что одним из барьерных мест западного маршрута МТК является отсутствие 162-километрового участка железной дороги Решт – Астара в Иране. В мае 2023 года Россией было подписано соглашение о строительстве, общая стоимость которого составляет 1,6 млрд евро. На текущий момент на строительство выделили межгосударственный кредит в 1,3 млрд евро. Предположительный срок реализации строительства участка Решт – Астара составит не менее трех лет.

В середине декабря 2023 года также стало известно, что строительство участка Решт – Астара начнется через 1,5 месяца. Об этом сообщил замминистра дорог и городского развития Ирана Шахрияр Эфендизаде агентству Tasnim. По его словам, 162-километровый участок является самым важным железнодорожным проектом в Исламской Республике на данный момент.

Зоны роста

По данным Евразийского банка развития, на текущий момент в рамках коридора реализуется 102 инфраструктурных проекта на общую сумму $38,2 млрд. При этом 69% этих средств направлено на развитие западного маршрута коридора.

В конце ноября текущего года замглавы Минтранса России Валентин Иванов предложил актуализировать дорожную карту по развитию трех маршрутов международного транспортного коридора Север – Юг.

В частности, необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру на подходах к порту Махачкала, это повысит провозную способность в сообщении с терминалом до 4,9 млн тонн в год. Он также предложил включить в дорожную карту строительство автодороги к порту, реконструировать одноименный морской пункт пропуска и провести капитальный ремонт отдельных автодорог для ликвидации узких мест на всем направлении.

Отметим, что помимо подходов к порту Махачкала также необходимо модернизовать существующие мощности на полигоне Северо-Кавказской железной дороги. Так, в 2024 году ОАО "РЖД" планирует модернизировать ряд грузовых дворов станций Грозный, Владикавказ и Краснодар-Сортировочный. За счет реконструкции грузового терминала станции Грозный в Чеченской Республике впервые будет организована работа с контейнерами.

Помимо порта Махачкала Россия будет развивать и другие порты МТК Север – Юг: Астрахань и Оля. Ранее замминистра транспорта Александр Пошивай назвал наиболее значимым для проекта событием дноуглубление Волго-Каспийского судоходного канала в Астраханской области для развития МТК с обеспечением гарантированной проходной осадки судов 4,5 м.

В сентябре губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин уточнил, что уже сейчас по коридору Север – Юг через Астраханскую область ведется отправка грузов из России и Белоруссии в Иран, Ирак, Индию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны. Перспективным направлением становится Африка.

В конце декабря 2023 года ожидается подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и Евразийским экономическим союзом. Об этом сообщил Владимир Путин в ходе переговоров с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, прошедших 7 декабря в Кремле.

Напомним, в мае вице-премьер России Марат Хуснуллин на полях экономического форума "Россия – Исламский мир. KazanForum" заявил, что общий объем инвестиций в развитие МТК Север – Юг с 2022 по 2030 год составит порядка 280 млрд руб.

В ноябре 2023 года на базе ВТБ был открыт проектный офис для развития коридора. Глава ВТБ Андрей Костин отметил: "Мы никогда не говорили, что будем вкладывать в проект. Мы взяли на себя расходы, связанные с проектом. Это будет стоить нам порядка 4-5 млрд руб. То, что мы заплатим за то, что будет сделан обоснованный, рассчитанный, с моделями финансовыми сам проект. Вот это мы берем на себя".

Прогрессия объемов

За 11 месяцев этого года объем перевезенных грузов по всем трем маршрутам МТК Север – Юг составил 11,5 млн тонн, увеличившись на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля экспорта составляет 8,8 млн тонн, транзита – 1,9 млн тонн, импорта – 705 тыс. тонн.

Объем контейнерных перевозок по коридору удвоился с начала года до 42 тыс. ДФЭ, сообщил заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Александр Ворошнин.

Как отмечает заместитель директора АНО "Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности" при Минпромторге России Дмитрий Ежов, по одному только экспорту российских грузов железнодорожным транспортом по коридору Север – Юг превышение прогнозных значений составило 36%, по восточному маршруту – 49%, а по транскаспийскому рост произошел в несколько раз.

"Если в 2022 году по МТК перевезли 14,5 млн тонн, то в этом году это будет уже 17,6 млн тонн с перспективой к 2030 году до 40 млн тонн", – отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

По словам главы холдинга "РЖД" Олега Белозерова, МТК Север – Юг имеет стратегическое значение для страны, в перспективе грузовой потенциал можно оценить в более чем 100 млн тонн грузов в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Пульт управления26.12.2023