Фёдор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта»
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта – чрезвычайно капиталоёмкое направление инвестиционных вложений, требующее надёжных обоснований и специальных расчётов, подтверждающих целесообразность и эффективность соответствующих инвестиций.
Базой для таких расчётов служит обоснованный прогноз перспективного развития объёмов перевозок грузов железнодорожным транспортом, детализированный по номенклатуре грузов, видам и корреспонденциям перевозок.
Для повышения их качества специалисты Института экономики и развития транспорта, Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН и Совета по изучению производительных сил РАН предложили использовать межотраслевые балансы.
Выполненное нами исследование позволило точнее обосновать долгосрочные перспективы и разработать сценарный прогноз объёмов перевозок грузов железнодорожным транспортом на период до 2030 года.
Межотраслевой баланс в качестве инструмента анализа и прогнозирования дал нам возможность рассмотреть отечественную экономику как единый комплекс. В нём макроэкономические показатели формируются под воздействием связей, сложившихся между различными видами деятельности, текущим уровнем затрат, а также фактической структурой конечного потребления.
В настоящее время не существует иного инструмента, увязывающего в единый комплекс основные макроэкономические параметры развития экономики и технологическую структуру затрат. Его использование позволило оценить влияние происходящих в национальной экономике процессов как на сами задействованные сектора, так и на изменение общей макроэкономической ситуации в стране.
Кроме того, возможности межотраслевого инструментария были серьёзным образом расширены путём интеграции в систему расчётов энергетического баланса, ценовой модели межотраслевого баланса, ряда натуральных балансов и других параметров.
Важной задачей при выполнении прогноза являлось формирование территориальных пропорций российской экономики, увязанных с макроэкономическими сценариями и отраслевым развитием национального хозяйства. В этом заключается принципиальное отличие выполненной работы от классических расчётов на базе межотраслевого баланса.
В ходе исследований потоки грузов формировались не только на основе отраслевой экономической динамики, но и с учётом региональных пропорций развития. Ведь темпы производства на региональном уровне в значительной мере зависят от темпов роста по отраслям российской экономики и сложившейся отраслевой структуры региона.
Таким образом, расчёты производились на базе комплексного межотраслевого и межрегионального инструментария, предполагающего выстраивание прогноза спроса и предложения по самым массовым видам грузов на базе прогноза развития российской экономики и отдельных регионов. Осуществлять оценку перевозок грузов между регионами в зависимости от изменения макроэкономических и межотраслевых сценариев позволила система региональных моделей, увязанных с межотраслевой моделью.
Выполненные расчёты подтвердили потребность экономики нашей страны в железнодорожных перевозках в долгосрочной перспективе. В связи с этим необходимо продолжить развитие инфраструктуры этой отрасли.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 04.07.13 | Точный инструмент |