19-05-14 / 2014
Новости отрасли
Перспективная химия

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В ТАНК-КОНТЕЙНЕРАХ СТАБИЛЬНО РАСТУТ

Несмотря на то что в первом квартале текущего года погрузка химических грузов в целом на сети РЖД снизилась на 3%, до 6,6 млн тонн, объемы наливных химических грузов, перевозимых в танк-контейнерах, напротив, выросли на 15% (см. "Статистика перевозок").

Как отмечают участники рынка, позитивная динамика в этом сегменте сохраняется с 2010 года, когда произошел всплеск интереса к танк-контейнерам со стороны грузоотправителей. Во многом этому способствовал устаревший парк эксплуатируемых цистерн. В настоящее время в качестве стимула появился также тарифный фактор, добавивший экономической привлекательности работе с танк-контейнерами. Значительную роль сыграл и запрет Ространснадзора на допуск в сеть цистерн с грузами, не входящими в перечень, определенный техническими условиями завода-изготовителя.

Основным фактором, повлиявшим на переход грузоотправителей к танк-контейнерам, стало выбытие парка железнодорожных специализированных цистерн на фоне роста грузовой базы наливных химических грузов.

Старый парк

Более половины цистерн в РФ на сегодня уверенно приближаются к порогу списания, и за последние 5 лет обновлялось только 10% парка. Почти все вагоны были произведены 20-30 лет назад. К примеру, последний выпуск цистерн под бензол был в 1995 году, а под амины — на десять лет раньше. По словам коммерческого директора по внутрироссийским перевозкам "ТрансКонтейнера" Станислава Станкевича, в год под списание попадает по 1000-1200 цистерн, а в ближайшие годы истекает срок эксплуатации у более чем 30% российского парка подвижного состава.

В то же самое время рынок производства химии и нефтехимии является одним из самых активных и перспективных в отечественной промышленности. Компании, добывающие нефть и газ, настроены на расширение переработки сырья в России. За последние годы "НОВАТЭК" и "Газпром" запустили несколько масштабных проектов по производству химических и нефтехимических товаров высокого передела. В результате чего спрос на перевозку данного ассортимента продукции резко вырос. В условиях выбытия цистерн встал вопрос, в чем возить химические грузы? Как нельзя лучше для этой цели подошли танк-контейнеры, позволяющие перевозить продукты химических предприятий от погрузки до выгрузки у получателя различными видами транспорта без промежуточных погрузочно-разгрузочных работ.

Директор по перевозкам в танк- контейнерах ГК "Балтика-Транс" Валентин Туртиа рассказал "Транспорту", что в последние годы перевозка грузов в танк-контейнерах и флекси-танках набирает обороты. Клиенты наконец оценили возможность доставки груза "от двери до двери" за счет отсутствия перевалки груза на наливных терминалах при использовании морского транспорта, как того требуют цистерны. "Наличие собственного парка танк-контейнеров стандартов ИСО (ISO) и SWAP Body различного объема, отвечающих международным и национальным требованиям, позволяет нам оптимизировать стоимость перевозки и быть конкурентоспособными в данном сегменте рынка по сравнению с европейскими танк-контейнерными операторами", — рассказал он. Парк танк-контейнеров компании насчитывает 400 единиц.

Наибольшее развитие на сегодняшний день получили перевозки из стран Европы, Китая, КНДР, Индии и США в Россию и обратно через российские балтийские порты. Кроме этого наливные грузы переваливаются через порт Новороссийск. Незначительный объем перевозок осуществляется между Европой и Россией по железной дороге и автотранспортом. В 2009-2013 годах стали также развиваться перевозки в танк-контейнерах между Россией и странами Дальнего Востока (Китай, Корея, Малайзия и пр.).

Как рассказала "Транспорту" директор по маркетингу группы компаний Havila OU Ольга Володичева, в прошлом году из-за макроэкономической ситуации российские транспортники пережили спад, однако бизнес танк-контейнерных перевозок продолжил расти. "Объем жидкой химии, перевезенной с участием группы компаний Havila OU в 2013 году, составил примерно 150 тыс. тонн в год по импорту и около 40 тыс. тонн в год в экспортном направлении. Прирост к 2012 году — 20%", — пояснила она. Компания ожидает сохранения позитивной динамики в текущем и будущем году. Напомним, что оператор "Транскем-Евразия", являющийся региональным представителем группы компаний Havila OU в России, сотрудничает с крупнейшими западными производителями химии и торговыми фирмами, реализующими данный вид груза. Они формируют грузовую базу в импортном направлении. Что касается экспорта, то здесь компания перевозит продукцию российских заводов, выпускающих базовую химию.

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК

По данным ОАО "ТрансКонтейнер", в 2013 году по российским железным дорогам было перевезено около 85 тыс. танк-контейнеров. Объем экспорта составил 23%, внутренних перевозок — 60%, импорта и транзита — 13 и 4% соответственно. Основные грузы, транспортируемые в таком подвижном составе по сети РЖД, — это сжиженный газ (чуть более 50% внутренних железнодорожных перевозок), эти- ленгликоли, кислоты, спирты, смолы и различные жидкие удобрения. Точки зарождения грузов расположены в традиционно химических регионах страны — Поволжье, на Урале и Восточной Сибири.

По словам Ольги Володичевой, Havila OU в течение 2013 года нарастила собственный парк танк-контейнеров для экспортно-импортных и внутренних перевозок. На данный момент он составляет около 400 единиц. Кроме того, был значительно увеличен парк вагонов-платформ для железнодорожных перевозок по колее шириной 1520 мм. Благодаря пополнению парка оператору удалось расширить географию присутствия в странах СНГ и Восточной Европы.

Помимо перевозок компания реализует проект по строительству профессиональных замывочных станций для танк-контейнеров в России. Первая такая станция будет открыта в июне 2014 года.

"В течение прошлого года наша компания значительно укрепила свои позиции на российском рынке, удвоив парк танк-контейнеров, а также расширила свои возможности как в интермодальных схемах, так и в случае прямых международных перевозок по железным дорогам с колеей 1520 мм, используя танк-контейнер как полноценную и конкурентную замену вагону-цистерне для доставки наливных продуктов", — отмечают в "Транскем-Евразии".

Стоит отметить, что инфраструктура для танк-контейнеров в ближайшие годы будет востребована как никогда раньше. Дело в том, что на сети железных дорог сложилась ситуация, при которой использование многих моделей цистерн для перевозки химических грузов станет невозможным.

В целях безопасности

20 февраля текущего года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта запретила допускать на пути общего пользования цистерны с грузами, не входящими в перечень, определенный техническими условиями завода-изготовителя. Данное предписание было выдано после проведения служебного расследования крушения 5 февраля на станции Поздино ГЖД 32 цистерн с газовым конденсатом. В РЖД намерены контролировать соответствие перевозимых грузов тем спецификациям, которые были установлены производителем цистерны. "Конструкцией вагона заложена определенная нагрузка на емкость, крепления, тележки при перевозке отдельных грузов, и несоответствие груза в цистерне разрешенному может в некоторых случаях повлиять на устойчивость вагона", — считают в РЖД.

До последнего времени многие операторы для перевозки химических грузов, ассортимент которых насчитывает более тысячи позиций, предпочитали использовать универсальные нефтеналивные цистерны, в документации которых указываются не конкретные грузы, а лишь их характеристики: плотность, температура воспламенения, порядок заполнения цистерны и другие. Это давало определенную свободу при перевозке различных грузов. Теперь от подобной практики придется отказаться, и универсальные цистерны будут выведены из процесса перевозок жидких химических грузов.

В результате запрета многие железнодорожные операторы столкнулись с проблемой невозможности обслуживать грузовую базу по уже имеющимся контрактам. По оценкам участников рынка, более 1 млн тонн жидких химических грузов в месяц (около 40% рынка) перевозится с нарушением технических условий завода-изготовителя, поэтому, безусловно, это вызовет дефицит цистерн и рост ставок аренды на определенные их модели, а также на танк- контейнеры.

На волне спроса

"Наиболее безопасное и к тому же универсальное транспортное оборудование для перевозки жидкой химии на сегодня — танк-контейнер, чьи характеристики обусловлены его конструкцией", — считает заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Инфотек — Балтика М" Алексей Гречин. Единственная проблема при использовании такого подвижного состава заключается в инфраструктуре — нужны соответствующие заливные и сливные эстакады. Причем для работы с танк-контейнерами и цистернами нужны разные эстакады. Кроме того, в России отсутствуют склады, способные принимать наливные грузы, привезенные в танк-контейнерах, недостаточное количество депо по ремонтам, тестированию, мойкам, прогреву и хранению танк-контейнеров.

По большому счету именно необходимость строительства новой инфраструктуры и являлась сдерживающим фактором для перехода грузоотправителей на современные танк-контейнеры. Это затраты именно грузоотправителей, а не железнодорожных операторов, хотя для рынка химических грузов особой разницы нет, так как перевозкой занимаются в основном кэп- тивные компании промышленников.

К плюсам, окупающим затраты при использовании танк-контейнеров, относится тарифный фактор. Напомним, что несколько лет назад Федеральная служба по тарифам (ФСТ) изменила тарифы в этом сегменте. Так, перевозка в танк-контейнере была приравнена к контейнерной, а для ряда грузов были снижены тарифы для "танков", в результате на расстояниях более 1000 км разница между железнодорожным тарифом перевозки в цистерне и в танк-контейнере достигает 20% и более в зависимости от груза. После изменения тарифной политики рынок перевозок в "танках" стал прибавлять примерно 30% в год.

Судя по всему, в настоящее время сложилась ситуация, когда химическая индустрия начнет массово переходить на технологию использования танк-контейнеров при перевозке грузов, тем более что новые цистерны стоят дорого и эксплуатировать их менее выгодно, чем танк-контейнеры, — дороже обходится ремонт в депо и выше тарифы на перевозку грузов.

Перспективы

По оценкам специалистов Havila OU, рост рынка перевозок химических грузов в танк-контейнерах продолжится за счет увеличения спроса на данный вид продукции в России, странах СНГ и Таможенного союза. "Это обусловлено общей тенденцией контейнеризации наливных грузов, а также ощутимыми конкурентными преимуществами танк-контейнеров по сравнению с другими видами транспорта, приростом мирового флота танк-контейнеров и развитием инфраструктуры для интермодальных схем при перевозках налива", — говорят в компании.

Как пояснил "Транспорту" Валентин Туртиа, пока перевозки в танк-контейнерах распространены в основном в Европейской части России, однако активно контейнеризируется Урал с Сибирью, а на очереди — Дальний Восток. Данный процесс идет больше 10 лет, и его уже ничто не остановит. Напротив, сейчас он получил отличный шанс для быстрого развития. К спектру востребованных и часто перевозимых химических грузов относятся, в частности, растворители, масла и присадки к ним, глицерин, полиолы, анилины и другие продукты.

После изменения тарифной политики рынок перевозок в "танках" стал прибавлять примерно 30% в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт19.05.2014