20-01-16 / 2016
Новости отрасли
Перспектива перевозок

На фоне спада промышленного производства почти в 4 состояние перевозок грузов по железной дороге позитивно оценивается Аналитическим центром при правительстве. Уже осенью рост экспорта угля поспособствовал увеличению объемов перевозки. В этом году железнодорожники рассчитывают на небольшой рост погрузки и грузооборота.

Железная дорога выигрывает в борьбе за грузы. Роль транспортно-логистического комплекса в российской экономике очень велика – работа сектора обеспечивает 5,6% ВВП, следует из бюллетеня центра, посвященного динамике грузоперевозок в нашей стране.

Из крупнейших стран с развивающейся экономикой – БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), лишь у Индии его доля в экономике больше и достигает 5,8%. До российского уровня не дотягивают даже такие экономически развитые страны, как Германия и США.

Средняя добавленная стоимость на одного работника, занятого доставкой и обработкой грузов, в России составляет, по данным за 2014 год, $717 (данные за 2015 год еще недоступны). Это на $212 больше показателей Бразилии, почти в пять раз – Китая и в 7,5 раз – Индии.

В то же время очевидно, что грузоперевозки напрямую зависят от самочувствия промышленности, а экономический спад в России продолжается уже около года. Основные параметры промышленного спада уже сформировались, как показывает пологая динамика многих параметров экономической активности. Оценка итогов 2015 года – падение ВВП на 3,7– 3,9%, промышленного производства – на 3–4%, отмечается в бюллетене. Транспортная отрасль на этом фоне выглядит очень хорошо, показав по предварительным оценкам в 2015 году близкий к нулю прирост грузооборота.

"Итоги 2015 года показывают, что динамика грузового транспорта отражает общую стагнационную ситуацию в экономике, но не носит драматического характера. К осени рост экспорта угля поспособствовал увеличению объемов его перевозки железнодорожным транспортом", – подчеркивается в документе.

Оперативные данные ОАО "РЖД" за 2015 год подтверждают, что сокращение экономики гораздо меньше затронуло железнодорожников, а в конце года начался рост показателей. Так, погрузка на сети компании уменьшилась лишь на 1% по сравнению с предыдущим годом – до 1,215 млрд тонн, а грузооборот вырос на 0,2% – до 2,304 млрд тарифных ткм. Но в декабре погрузка превысила показатель аналогичного периода предыдущего года на 1,1% и составила 104,3 млн тонн, грузооборот – на 1,6% и составил 201,9 млрд тарифных ткм.

"С грузоотправителями была проведена адресная работа, в частности по предоставлению скидок", – объясняет начальник отдела совершенствования услуг железнодорожной перевозки, операторского бизнеса и сквозных транспортных услуг департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО "РЖД" Светлана Сапрыкина.

На фоне прошлогодних результатов вполне реалистично выглядит достижение предусмотренного финансовым планом и инвестиционной программой ОАО "РЖД" на 2016 год увеличения погрузки грузов на 0,1% и роста доходов от грузоперевозок на 11% – до 1,339 трлн руб."Добывающая промышленность чувствует себя относительно неплохо, и именно ее динамика, в том числе экспортные отправления (угля и т.д.), будет в значительной степени определять возможные тенденции железнодорожных грузоперевозок

в 2016 году", – говорит эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Александр Голяшев.

Железные дороги являются самой развитой отраслью транспорта в России, почти по всем показателям опережающей даже ведущие экономики мира, свидетельствуют данные Аналитического центра. Их удельный грузооборот уступает только Китаю (на 29%), но почти в 2,5 раза больше, чем в Индии, США и Бразилии, и в 7,5 раза больше, чем в Германии. По средней дальности перевозки грузов по железной дороге Россия находится на одном уровне с США, существенно опережая другие страны БРИК.

Показатели в грузоперевозках другими видами транспорта заметно скромнее. Так, по средней дальности перевозки груза автомобилями Россия уступает Китаю и Германии. По абсолютным показателям развития авиационного и морского транспорта наша страна также отстает как от США и Германии, так и от Китая, подчеркивается в исследовании.

Как следствие, на дальних маршрутах железные дороги успешно выигрывают конкурентную борьбу за грузы, и без учета трубопроводов на железнодорожный транспорт в России приходится более 85% грузооборота. "Но на средних и особенно близких дистанциях выбор грузоотправителей расширяется, и в последние годы часть грузов ушла с железных дорог на автомобили, реки и даже трубопроводы", – отмечается в аналитическом бюллетене.

Напомним, что помочь РЖД бороться за грузы в 2016 году должна возможность давать скидку до 25% к тарифу вместо прежних 12,8%.

На фоне и так неплохого конца года неожиданным подспорьем для железнодорожников стало начало работы системы сбора платы за проезд с большегрузов. "Последствия введения "Платона" для транспортной отрасли пока сложно просчитать в полной мере, однако очевидно, что железные дороги получат некоторые преимущества в конкурентной борьбе за грузы. Но железнодорожникам потребуется определенная гибкость в проведении политики привлечения колеблющихся грузоотправителей в условиях общеэкономического спада в стране", – полагает Александр Голяшев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.01.2016